Множество предположений было сделано о том, на какой отрывок из пророческих писаний хотел сослаться евангелист Матфей и каким образом это могло быть связано с Назаретом. Здесь нам приходит на помощь великий отец Церкви св.Иероним (349-419). В своем комментарии .к этому тексту он напоминает, что среди евре¬ев, уверовавших в Иисуса, осталось воспоминание о том, что в этом тексте было указание на Исайю 11,1, где говорится об «отрасли» (по древнееврейски — незер), от корня Иессеева, чьей ветвью был царь Давид (см Патрологию Миня, а также Вавилонский Талмуд). Именование «Назорей» таким образом относилось не столько к родине Иисуса, сколько к Его происхождению от царя Давида.
1.Исайя 11,1: «И произойдет отрасль от корня Иессева,
и ветвь произойдет от корня его».
2.В своем комментарии на пророка Исайю (ок.390 года), касаясь этого отрывка св.Иероним пишет: «Относительно того, что все ученые ищут и не находят, а именно где (у пророков) было написано: «что он Назореем наречется», еврейские ученые считают, что цитата была взята из этого отрывка из Исайи (11.1)».
В Талмуде 5 учеников или учителей носили имя Иисус. Одни из них назывался «незер». В связи с этим именем цитировался стих Исайи 11.1: «Ты же был выброшен из твоей гробницы как презренный отросток» (Вавилонск: Талмуд,).
Так это и понял слепец-нищий на пути в Иерихон, когда ему сказали, что мимо него проходит Иисус Назорей. Его непосредственной реакцией был восклицание: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (Лк. 18,37; Мк 10,47)
Мало кто мог бы предположить, что пророческое слово относится к маленькой, ничем не примечательной деревушке в Галилее . Раскопки последних десятилетий показали, что Назарет во времена Иисуса едва ли насчитывал более 100-150 жителей. Вполне возможно, что эта деревня, оказавшаяся в стороне от больших коммуникационных дорог между холмами Галилеи, входила в состав большой деревни Яфиа, находившейся от нее на расстоянии почти одной мили, которая, будучи хорошо укрепленным поселением, играла важную роль в большой войне против римлян (66-70 н.э.). Назарет был столь незначителен, что за пределами Нового Завета он нигде не упоминался, ни в еврейской Библии, ни в исторических или древних талмудических памятниках. Однако в 1962 году во время раскопок в Кесарии Приморской был найден фрагмент мраморной таблички с еврейской надписью.
Весной 1812 г. Россия замерла в тревожном ожидании: армии Наполеона готовились перейти наши границы. Русские войска занимали оборону. В это время к генералу Александру Тучкову, чей штаб располагался в небольшой деревушке под Смоленском, приехала его жена Маргарита. Утомлённая трудной дорогой, женщина крепко уснула и увидела словно наяву: на стене появилась надпись на французском языке: «Ton sort se decider à Borodino» («Твоя судьба решится у Бородино»). Ярко-красные буквы сочились кровью. Маргарита громко закричала и проснулась.
— Бородино, где находится Бородино? – в ужасе спрашивала она мужа. – Тебя убьют в Бородино! (Мое примечание — В.П.)
Табличка содержала список священнических семей, которые обосновались в Галилее в позднеримский период. Среди них упоминалась также одна семья из Назарета. Надпись восходит к Ш-ГУ веку нашей эры и представляет собой наиболее древнее упоминание о Назарете в еврейской эпиграфике. Это открытие было важным, ибо после него был решен давно обсуждавшийся вопрос. Дело в том, что из-за греческого способа написания слова Назарет было неясно, писалось ли оно по-еврейски с буквой «2» (Цади) или с «8» (Зайн). Ясное «2» еврейской надписи разрешило проблему в пользу «незера» (отрасли). Тем самым оказалось неверным предположение, что именование «Назорей» имело какое-то отношение к слову «Назирей» (посвященный Богу, тот, кто воздерживался от всех опьяняющих напитков и не стриг волос, ср. Числ 6,1-4, Книга Судей), как полагали некоторые греческие Отцы Церкви.
Таким образом, именование Иисус Назорей не означало в первую очередь, что Иисус пришел из Назарета, но скорее то, что Он принадлежал к среде назореев, ведущих свою родословную от Давида. Пророческое слово относится к нему именно как к «незеру»-отрасли рода Давида.
Однако «незер-отрасль» разве не может определять собою и весь род?
Из рукописей, найденных в пещерах Кумрана, мы узнаем, что в те времена это было именно так. Из гимнов, приписываемых основателю движения кумранских ессеев, мы видим, как неоднократно он определяет свою группу (ессеев) как «незер-отрасль древа Божия» . Точно так же должен был рассматриваться и род Давидов, откуда происходил Иисус. Именование «Назорей», которое станет обозначать тех, кто уверовал в Иисуса и собирался вокруг Иакова, брата Господня, позднее будет отнесено евреями ко всем тем, кто принадлежал к этому новому религиозному движению («Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси». Деян.24,5). И по сей день евреи называют христиан «Нозрим». Народное выражение, используемое среди арабов для обозначения христиан—«Нассара».
Лисовой Н.Н. Откровение Святой Земли. — М.: ДАРЪ, 2012.