НЕЗАБЫВАЕМАЯ РАДОСТЬ
(паломничество во Святую Землю)
В мае 2013 года большая группа прихожан, духовенства, монашествующих Кавалеровского, Дальнегороского, Чугуевского, Анучинского районов Приморскго края, городов Краснодара, Москвы и Московской области совершила паломничество во Святую Землю. Нашу группу из 54 человек возглавлял Преосвященнейший Владыка, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий. С нами были наши дорогие пастыри –протоиерей Александр (Сулема) из п. Кавалерово, иерей Иоанн (Крылов) из г. Дальнегорска, иерей Василий (Попов) из г. Можайска Московской области, иерей Анатолий (Сафонов) из с. Чугуевки, диакон Георгий (Моисеев) из г. Краснодара.
«Сначала мы удивлялись,
потом мы устали,
а потом мы привыкли»
Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий
Справка из Википедии: Изра́иль — государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля на январь 2013 года, составляет 8,0 млн человек, территория — 22 072 км². Столица — Иерусалим. Израиль расположен на ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря.
I. 14 мая 2013 года, вторник
Мы с мужем уезжаем из Кавалерово в Москву на несколько дней раньше основной группы.
II. 20 мая 2013 года, понедельник
И вот мы улетаем в Израиль. Волнуемся. Подъезжаем к аэропорту «Домодедово» в 15.20, сдаем багаж в камеру хранения, перекусываем в очень уютном и доступном кафе «Му-Му» на 2-ом этаже. Осматриваем аэропорт.
Встречаемся с нашей группой паломников, они переехали сюда из Шереметьева, куда прилетели из Владивостока несколько часов назад. Просим благословения у Владыки, нас все очень тепло и сочувственно встречают, обнимают, расспрашивают. Мир тесен, и мы неожиданно встречаем ещё одного кавалеровца, он куда-то летит по своим делам. Фотографируемся все вместе на память.
Объявляют наш рейс. Начинаются погранично-таможенные формальности, которые мы без загвоздок преодолеваем. Мы – в самолёте авиакомпании Эль-Аль, летим по маршруту Москва-Тель-Авив. Много фотографируем облака, ночную землю со светящимися огнями городов и дорог. Пролетаем над сверкающей Анкарой, столицей Турции.
Из иллюминатора самолета очертания светящегося города похожи на огромного жука. Долго летим над бескрайней серой гладью Средиземного моря, становится немного страшновато.
Через четыре часа прибываем в главный международный аэропорт Израиля Бен-Гурион. Знакомимся с нашим гидом Александром, говорящем на красивом русском языке. «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» – Пасха продолжается! На сердце легко и радостно.
Едем в автобусе по ночному Израилю около 1,5 часов. Полуспим-полуслушаем нашего замечательного гида и прибываем в Вифлеем около 2-ух часов ночи. Нас расселяют в гостинице «Sancta Maria», построили которую (несмотря на католическое название) православные арабы. Расселяемся по номерам, ополаскиваемся под душем – и спим.
Мы – на Святой Земле!
III. 21 мая 2013 года, вторник. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Всю ночь на улице кукарекают вифлеемские петухи, гавкают израильские собаки. Спится очень сладко.
Просыпаемся от чистейшего колокольного звона, плывущего над Вифлеемом. В 6.30 утра город в прозрачной дымке. Из окна на третьем этаже видны ступенчатые каменистые террасы, засаженные деревьями. Плодородной земли здесь мало, поэтому она здесь на вес золота.
Утро свежее, солнечное. Вифлеем – город Давидов, место, где родился воплощенный Бог. Непостижимо, невозможно это понять – только краешком сознания прикасаешься к этому.
Справка из Википедии: Вифлее́м – город в Палестинской национальной администрации, на территории Иудеи и Самарии. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население с пригородами — 42 тысячи человек, площадь — 6 км².
Сегодня у нас – встреча с Блаженнейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всея Палестины Феóфилом Третьим! Едем, переполненные чувствами, в Патриархию, расположенную в Старом городе, неподалёку от Храма Гроба Господня.
По дороге учимся произносить Пасхальное приветствие на арабском и греческом языках. Вся наша паломническая группа (54 человека) во главе с Владыкой – епископом Арсеньевским и Дальнегорским Гурием – приглашена в малый зал Патриаршей резиденции. Здание Патриархии скромное и торжественное. Патриарх Феóфил III произносит приветственное слово.
Тихо и поучительно звучит его голос. Гид и переводчик Александр внимательно вслушивается в речь Феóфила, чтобы донести до нас смысл и дух произносимых слов. Во время приема нас угощают необыкновенной настойкой и шоколадными конфетами. Затем мы подходим к Патриарху под благословение и получаем от него маленькие подарки – на память о пребывании на Святой Земле. «Христос анестиа!» – по-гречески приветствует нас Патриарх. «Алифос анестиа!» – старательно и дружно отвечаем мы.
Следующий наш пункт – элитная школа для девочек в Вифании с православным приютом при ней. Школа и приют находятся на территории вифанского участка Гефсиманского монастыря св. Марии Магдалины. Вифания – родной город Лазаря, Марии и Марфы, сейчас это мусульманский пригород Иерусалима. За высоким каменным забором – чистейший двор, ухоженный сад с необыкновенными цветами, детская площадка, гостеприимный стол с замечательным компотом, холодной водой, сладостями. Здесь же пещерный храм, освященный в честь святителя Николая Чудотворца. Территория приюта – это лакомый кусочек, его многие хотели бы прибрать к рукам. Частично это уже происходит, школе и приюту живется нелегко.
Здесь же, в Вифании, автобус везет нас к гробнице четверодневного Лазаря – друга Христова, которого Господь воскресил на четвертый день после его смерти. По воскрешении Лазарь прожил ещё тридцать лет. На автобусной стоянке отдыхает верблюд. По ступенчатой улочке, обросшей магазинчиками и лавчонками, поднимаемся вверх.
Гробница Лазаря – это глубокая прямоугольная пещера в скале, вход в нее низкий, узкий. Спускаемся вниз по скользким влажным ступеням, читаем молитвы.
Рядом с гробом святого Лазаря – мечеть; голос имама, многократно усиленный мощным микрофоном, перекрывает все звуки. Владыка благословляет отца диакона – паломника из Краснодара, и он мощным, глубоким баритоном торжественно читает отрывок из Евангелия, заглушая микрофонные призывы. «Хритос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» – все вместе поем мы Пасхальный тропарь. Захватывает дух!
Дальнейший наш путь лежит в Лавру Саввы Освященного. Попутно мы заезжаем на развалины древнего храма аввы Мартирия. Далее мы двигаемя в Иудейскую пустыню, в страшную долину реки Кедрон, в греческий православный мужской монастырь Саввы Освященного. Именно в долине реки Кедрон согласно христианским представлениям будет происходить Страшный Суд!
С пересадками, по очень узкой, опасной петлистой горной дороге добираемся до Лавры. Среди сухих, каменистых скал находится самый труднодоступный монастырь Израиля, напоминающий крепость. Воду для быта собирают во время дождей в выдолбленные в скалах подземные цистерны. Строгий древний устав запрещает женщинам входить в монастырь. Пока мужчины в монастыре, читаем акафист преподобному Савве, предварительно подкрепившись монастырскими сухариками и вкуснейшим чаем с добавлением корицы, гвоздики и аниса.
Уставшие, переполненные впечатлениями, эмоциями, возвращаемся на ужин в гостиницу и – проваливаемся в короткий сон.
IV. 22 мая 2013 года, среда. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Подъём очень ранний – мы торопимся на Подворье Русской Духовной Миссии, в монастырь Святой Троицы в городе Хевроне.
Справка из Википедии: Хевро́н – один из древнейших городов мира, расположен в 30 км южнее Иерусалима, 99% населения – мусульмане. Хеврон связан с именами патриархов Авраама, Исаака, Иакова и царя Давида. Там, где некогда Авраам раскинул свои шатры и пас скот, проводил жизнь в простоте сердца и обращенности ума к Богу, Господь явил ему чудо, посетив его у дубравы Мамвре в образе Трех Небесных Ангелов.
Сегодня в этом чудесном месте, в храме Святых Праотцев, рядом с Мамврийским дубом, наш дорогой Владыка со всеми нашими пастырями будет совершать Божественную Литургию. Служба проходит на одном дыхании, мы причащаемся Святых Христовых Таин. Слава Богу за всё! Господи, прости и помилуй нас, грешных!
Совершаем прогулку по территории монастыря – это русская земля, принадлежит Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Ключарь подворья – иеромонах Алексий (Елисеев) – умный, интеллигентный, с тонким чувством юмора – показывает нам сохранившиеся царские гробницы.
Потом мы спускаемся к Мамврийскому Дубу – месту, где некогда нашему праотцу Аврааму явился Господь в образе Трех Путников.
Согласно преданию дерево сохранилось до наших дней, это вечнозеленый дуб, которому около 5 000 лет. Дуб за эти тысячелетия лет был буквально по листочку разобран паломниками на святыни, поэтому засохший основной ствол огорожен решеткой – там есть зеленый отросток. Правда или нет – говорят, конца света не будет до тех пор, пока Дуб не умрет.
В гостеприимной прохладе монастырской трапезной нас угощают чаем, сладостями, финиками.
Возвращаемся в окрестности Вифлеема – на Поле Пастухов, где пастухам была принесена Благая весть от Ангела Божия о Рождестве Спасителя.
По пути в деревню Эль-Хадер, в храм Георгия Победоносца, заезжаем на знаменитые Соломоновы пруды – развалины гидротехнических сооружений, которые выглядят как 3 больших прямоугольных резервуара, сделанные из камня. Когда-то туда вмещались 160 тысяч кубических метров воды. По легенде строительство велось во время царя Соломона, но ученые относят строительство бассейнов ко времени правления царя Ирода. Так же есть версия, что проект осуществлялся под руководством Понтия Пилата. В резервуарах вода собиралась во время дождей и потом при помощи насосов перекачивалась в Иерусалим и в Вифлеем.
В храме Георгия Победоносца деревни Эль-Хадер хранится цепь, в которую был закован Святой. Она висит на крюке, нам всем надевали ее на шею.
Под конец дня мы вступаем под своды величественного Храма Рождества Господня, он расположен в самом центре Вифлеема, а возведен на том самом месте, где раньше стоял хлев, в котором родился Иисус Христос.
Рождение Иисуса Христа в Вифлееме стало поворотным событием, точкой отсчета нового, христианского, мира.
Вход во Храм Рождества Христова очень низкий – 1 м 20 см – и называется «Вратами смирения», так как вынуждает входящего под сень Храма склонять голову. Высоту наружного входа во Храм уменьшили специально во времена арабов-сарацинов, чтобы они не въезжали под своды христианской святыни верхом на лошадях и верблюдах. Также в истории Храма был случай, когда персы, пытавшиеся въехать в храм на лошадях, были позорно изгнаны роем пчел, вылетевших из одной его колонны. На колонне осталось пять небольших дырочек от вылетевших пчелок. Эти пять дырочек расположены в форме креста! А если вставить пальцы в эти дырочки в определенном порядке, то получается пастырское благословение.
В Храме мы помолились пред образом Вифлеемской Божьей Матери. Образ этот является чудотворным. Он единственный, где Богородица улыбается – Ее переполняет радость материнства; этой радостью Она делится с нами.
Особое место в Храме Рождества Христова занимает Пещера Рождества, куда мы спускаемся по лестнице. Прикладываемся с великим волнением, благоговением, радостью к тому месту, где Пречистая Матерь родила Спасителя. Место рождения Святого Младенца отмечено серебряной Вифлеемской Звездой с четырнадцатью лучами. Лампады горят здесь день и ночь.
Слева от входа в Рождественскую Пещеру находятся в особом приделе Ясли, куда был положен Новорожденный. С трепетом опускаемся на колени, целуем колыбельку-ясельки.
Вблизи храма Рождества Христова находится пещера Вифлеемских младенцев — святых мучеников, убиенных по приказанию царя Ирода в Вифлееме. В нишах пещеры мы увидели множество костей убиенных Вифлеемских детей и их родителей. Чувства переполняют. Святые Вифлеемские младенцы-мученики, молите Бога о нас!
И завершает наш продолжительный день поездка в расположенный неподалеку город православных арабов Бейт-Джала, в Храм Святителя Николая Чудотворца. Храм расположен на месте пещеры, где когда-то, в течение двух лет, подвизался святитель Николай Чудотворец.
Жители Бейт-Джала почитают святителя Николая как заступника и защитника своего городка. Рассказывают, что в трудное время Храму нужна была икона святителя Николая. Хотели купить у одного торговца, но тот запросил большие деньги. Проходит время и торговец сам принес икону православному прихожанину, прося передать ее в храм. Оказывается, изображенный на иконе святой несколько раз являлся ему со словами: «Отдай меня и не держи». В храме находится частица мощей святителя Николая Чудотворца в драгоценном окладе. Уезжая из Бейт-Джалы, мы старательно произносим Пасхальное приветствие на арабском языке: «Аль-Масиах-Кам! – Хакэм-Кам!»
В гостинице нас ждет вкуснейший ужин. После ужина наш благочинный, протоиерей Александр, ведет нас в магазин специй и фруктов. Мы покупаем персики и абрикосы свежего урожая, клубнику, черешню, груши, яблоки, библейскую траву иссоп.
Слава Богу за все!
V. 23 мая 2013 года, четверг. Апостола Симона Зилота
Количество впечатлений – огромное. День начинается с посещения Лавры преподобного Феодосия Великого. Лавра находится в 11 км к востоку от Вифлеема на месте пещеры, в которой, по преданию, останавливались Волхвы после поклонения Младенцу Иисусу Христу. Внешне монастырь напоминает неприступную крепость. Здесь находятся гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен — Евлогии, матери преп. Феодосия; Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана; Софии, матери преп. Саввы Освященного.
Затем автобус вновь везет нас по Иудейской пустыне, по традиционно узкой, опасной дороге вдоль долины реки Кедрон, где в урочный час Господь призовет всех нас на последний Страшный Суд. Поднимаемся очень высоко в горы – перед нами расстилается глубокое Кедронское ущелье. Ущелье тянется от Иерусалима почти до Иерихона. Далеко-далеко внизу, на 300 метров ниже уровня моря, в самом конце петляющей дороги, находится обитель святого Георгия Хозевита, прилепившаяся к отвесной скале. Неужели нам туда? Неужели мы дойдем?
Солнце нестерпимо жжет. Местные бедуины предлагают спуститься вниз на уставших осликах. Начинается незабываемый пеший спуск к древнему монастырю.
Торжественно и величественно стоят монументальные скалы, глубина ущелья просто нереальна. Чем ниже мы спускаемся, тем выше становятся окружающие нас скалы, теперь уже вздымающиеся вверх, к небу. Слезы сами текут из глаз, в душе – трепет перед величием Божиим! Слава Богу, сотворшему небо и землю, море и вся, яже в них!
Через арку попадаем в монастырь. Нас ждет долгожданная прохлада и прохладная вода, сок – пей, сколько хочешь!
Монастырь был основан в VI веке, на том самом месте где, по преданию, ветхозаветный праведник бездетный Иоаким получил от ангела благую весть о последующем рождении у него Дочери. В монастыре покоятся мощи святого Георгия Хозевита, а в «костнице» – останки подвизавшихся здесь праведников. Также здесь находится пещера, в которой, по преданию, скрывался пророк Илия, питаемый вороном.
Сейчас в монастыре подвизаются несколько греческих монахов.
После молитв, с Божьей помощью трогаемся в обратный путь – теперь нам предстоит подниматься.
Совершенно мокрые от длинного и крутого подъема садимся в автобус. Наш замечательный водитель Айсам, араб по национальности, предусмотрительно включил кондиционер. Нас одолевают неотвязные торговцы. Мы едем к Иордану!
По пути нам попадаются ухоженные плантации финиковых пальм. Очень красиво.
Справка из Википедии: Река Иордан протекает по границе между Израилем и Иорданией. С Израильской стороны находится западный, или левый, берег реки. В переводе с еврейского Иордан – нисходящий, падающий. И действительно, зарождается Иордан на границе Сирии и Ливана на высоте 323 метра над уровнем моря. Река протекает по глубочайшей на Земле естественной впадине, проходит Галилейское озеро и устремляется к Мертвому морю. Длина Иордана достигает 300 км.
В водах великого Иордана были омыты грехи всего человечества. В этих водах крестился Господь. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1:4-5). «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9-11).
Переодевшись в белые ризы, возглавляемые нашим дорогим Владыкой, всеми нашими дорогими батюшками совершаем молебен на берегу Иордана. «Хритос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» – радостно плывет над великой рекой. Неожиданно у нас на глазах совершается тихое чудо – к нашим ногам опускаются три белых голубка!
Окунаемся с головой несколько раз в священные воды, которые некогда принимали Спасителя. В душе – благоговение, радость, восторг и еще что-то, не выразить словами.
После омовения едем в монастырь преподобного Герасима Иорданского. Монастырь окружен прекрасным парком. Экзотические цветущие деревья – финики, бугенвилии – окружают нас. В просторных вольерах – страусы; невдалеке слышны крики павлинов, пение каких-то птичек. Над входом в храм – маленькие кельички для голубков.
Здесь подвизались Савва Освященный, Иоанн и Георгий Хозевиты. Некоторое время здесь жил преподобный Зосима, который встретил в пустыне Марию Египетскую и поведал всем о ее житии. Преподобный Герасим, основатель лавры, однажды во время молитвы в Иорданской пустыне встретил раненого льва и вылечил его. С тех пор лев всюду следовал за своим благодетелем, а после смерти преподобного лежал на его могиле.
После молебна и Пасхального тропаря гостеприимные монахи угощают нас красными пасхальными яйцами и оливками. На солнце + 49°С!
Дальнейший наш путь лежит в Иерихон, один из древнейших городов мира. Он расположен в 37 км от Иерусалима.
Спаситель неоднократно бывал в Иерихоне. Здесь начальник мытарей (или, по современным понятиям, начальник налоговой инспекции) Закхей, забыв о своем начальственном положении, влез на дерево, чтобы увидеть проходящего Господа.
«Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 1-10).
По преданию, смоковница, на которую взобрался Закхей, чтобы увидеть Спасителя, находится на территории мужского греческого монастыря пророка Елисея.
Вода в Иерихоне очень чистая и вкусная, «здоровая до сего дня», такою ее сделал пророк Елисей!
Через цветущую плодородную Иерихонскую долину едем к горе Искушений, на далекой вершине которой – православный греческий мужской монастырь Каранталь. На вершине этой горы, по преданию, в одной из пещер Господь постился 40 дней. Здесь диавол искушал Спасителя богатствами и славой мира сего. Наверх можно подняться на фуникулере, но все идут пешком. Гора очень крутая, поднимаемся на необыкновенную высоту. Далеко-далеко внизу виднеется наш автобус. Взору открывается изумительный вид – гряда Иорданских гор, ухоженные поля, вдалеке виднеется голубая чаша Мертвого моря.
В монастыре находится церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, часовня Искушения, пещера неизвестных отцов-подвижников. В часовне, под престолом находится камень, на котором молился Господь. Совершаем молебен, прикладываемся к отпечаткам стоп Спасителя.
После спуска вниз садимся в автобус и, обессиленные, совершаем 2-ух часовой переезд в Галилею, в город Назарет. Нас расселяют в гостинице «Гардения». Ужин и сон.
Слава Богу за все! Все святые, молите Бога о нас!
VI. 24 мая 2013 года, пятница. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
День начался рано, с утренних молитв в автобусе – читаем Правило ко Святому Причащению. Едем на Божественную Литургию на Патриаршее подворье в греко-православный монастырь и храм Двенадцати апостолов в Капернаум.
Справка из Википедии: Капернаум (дословно, селение Наума, т. е. Наумовка) расположен на берегу Генисаретского озера. Следует отметить, Генисаретское озеро имеет несколько названий-синонимов: по Библии оно знакомо нам как Тивериадское озеро и Галилейское море; на современных картах оно обозначается как озеро Кинарет. Капернаум – родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.
Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и сотворил здесь великое множество чудес и исцелений: хождение по водам, исцеление слуги сотника, исцеление расслабленного, исцеление сына царедворца, исцеление кровоточивой, исцеление тещи Симона от горячки, исцеление бесноватого, воскрешение дочери Иаира и др. Евангельских событий в этом городе очень много – «и бе их столько, еже несть числа».
Сейчас Капернаум не заселен, здесь ведутся археологические раскопки, где найдены развалины синагоги. Территория раскопок принадлежит католикам. Чуть поодаль — участок, принадлежащий Иерусалимской Патриархии, с храмом в честь Двенадцати Апостолов. Храм выстроен на месте, где Господь исцелил расслабленнного, которого, разобрав крышу, в последней надежде опустили к Его ногам.
У храма – двенадцать ярко-розовых куполов, по числу апостолов. Перед храмом нас встречают старые знакомые – три белых голубка! Обитель окружает прекрасный сад. Ранним чистым утром слышно чудесное пение птичек (райских?..) По дорожкам свободно разгуливает множество важных павлинов с длинными красивыми хвостами.
Внутри стены храма Двенадцати апостолов покрывают незабываемые росписи, посвященные Евангельским чудесам. Сейчас здесь совершается Божественная Литургия, служат ее наши пастыри – епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, протоиерей Александр, иерей Иоанн, иерей Василий, иерей Анатолий, диакон Георгий. Ухаживает за храмом единственный насельник греческого монастыря, на территории которого находится церковь – отец Иринарх (Митас), грек из провинции Македония. Отец Иринарх уже более двадцати лет живет в Капернауме, владеет русским языком. В храме каждую субботу, а также в Пасху идет служба на церковно-славянском языке.
Причащаемся Божественных Христовых Таин. Трапезничаем на тенистой террасе на берегу озера и переезжаем на латинский (католический) участок. Здесь находятся развалины дома святого Петра, где Господь исцелил лежащую в горячке тещу апостола.
Перебираемся в Табху. Главное значение этой местности в том, что здесь произошло чудесное умножение хлебов и рыб Господом и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами. В честь явленного чуда выстроен немецкий католический бенедиктинский монастырь, где в алтарной части находится камень, на котором, по преданию, сидел Христос. Перед алтарем — византийская мозаика с изображением рыб и хлебов. Во дворе монастыря в небольшом бассейне с прозрачной водой плавает множество больших и малых разноцветных рыб.
Над Капернаумом высится гора высотой 125 метров. Христианский мир знает её под названием горы Блаженств – это место Нагорной проповеди Спасителя. Взбираемся на вершину горы, жарко, солнце – в зените. Внизу видно Галилейское море. Находим раскидистое дерево, под прохладной тенью которого умещается вся наша многочисленная группа. Дует легкий ветерок. Тихим, немного уставшим голосом Владыка читает нам Евангелие от Матфея (Мф 5:3–12):
«Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».
Спускаемся к Галилейскому морю и с удовольствием окунаемся в ласковые прохладные воды. После купания нас ждет праздничный обед «рыбкой Петра» в прибрежном ресторане. В Евангелии описано, что Петр должен был заплатить налог на храм золотой монетой, найденной во рту рыбы. Считается, что этой рыбой была тилапия.
Дальнейший наш путь лежит через Галилейское море в Тивериаду, к чудесному источнику святой Марии Магдалины, в монастырь Русской духовной миссии. Во время морского путешествия на легком деревянном кораблике читаем Евангелие о чудесном хождении по водам.
И вот мы на другом берегу Галилейского озера. Стоим на обочине автострады, перед закрытыми воротами храма Марии Магдалины. Машины быстро несутся мимо нас. Неожиданно один из автомобилей радостно приветствует нашу группу громким ритмичным сигналом.
Обитель сооружена на том месте, где, по преданию, Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины. Цветущие экзотические растения и тишина окружают нас. Служим короткий молебен и омываемся в чудесном радоновом источнике.
Возвращаемся в Назарет. Солнце клониться к западу. Вновь становимся свидетелями тихого чуда – высоко в небе из облаков появляется большой крест с четкими очертаниями распятого Христа.
На обратной дороге в гостиницу посещаем греко-православный храм Георгия Победоносца в Кане Галилейской. Сейчас Кана Галилейская – это арабский городок Кфар-Кана в 8 км от Назарета. Здесь Господь сотворил Свое первое чудо – претворил воду в вино на брачном пире. Православные жители Галилеи любят приезжать в этот храм венчаться. Покупаем вино в церковной лавке и возвращаемся в гостиницу.
Слава Богу за все! Прости нас, Господь милосердный, за все наши грехи, вольные и невольные!
VII. 25 мая 2013 года, cуббота.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Едем в сердце Назарета – греческий православный соборный храм Благовещения (св. Архангела Гавриила) над источником Божией Матери. В пещере с источником произошло благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении Иисуса Христа архангелом Гавриилом.
Тихо журчит вода, торжественно и глубоко звучит голос отца диакона: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Набираем воды из источника и идем малым крестным ходом по стопам Божий Матери к развалинам ее горницы.
Также в Назарете расположен католический собор Благовещения. Он выстроен над домом Иосифа Обручника. Собор занимает очень большое пространство и является практически центром города. Здесь представлены мозаичные изображения Божией Матери многих стран.
Автобус везет нас за город, на гору Свержения, откуда злобные иудеи хотели низвергнуть Спасителя. Гора высотой около 400 метров, крутая. С вершины горы открывается невероятный вид на Изрэельскую долину, изрезанную ровными прямоугольниками полей. Вдалеке на востоке в легкой дымке – гора Фавор.
Погода впервые пасмурная, солнышко за тучами, дует свежий ветер. Неутомимая, бесстрашная матушка Мария фотографирует долину, стоя на самом краю горы, практически парит над пропастью.
Переезжаем к горе Фавор – месту Преображения Господня. Гора находится в 9 км от Назарета. Пока ждем пересадки на маленький автобусик, который по узкому и крутому горному серпантину повезет нас наверх, знакомимся с чернокожими путешественниками из Нигерии – они мои коллеги, врачи.
Гора Фавор узрела славу Божию. В монастыре Преображения Господня – благоговейная тишина. Мы находимся на том месте, где апостолы Петр, Иаков и Иоанн сподобились увидеть преобразившегося Господа. Господи, слава Тебе!
В храме прикладываемся к чудотворной иконе Божией матери «Неувядаемый Цвет».
В умиротворении, тихой и благоговейной радости покидаем гору Фавор и едем в Самарию, в небогатое селение Буркин, на место встречи десяти прокаженных с Иисусом Христом. Люди, заболевшие неизлечимой, смертельной, уродующей человека болезнью – проказой становились изгоями, их поселяли в особых изолированных пещерах – лепрозориях.
На месте такого лепрозория в Буркине воздвигнут православный пещерный храм во имя Георгия Победоносца, расположенный на вершине горы. В потолке храма сохранено небольшое отверстие, через которое прокаженным подавали еду.
«Наставник, Иисусе, помилуй нас», – в последней надежде взывали ко Господу прокаженные. Господь услышал их и по милосердию своему исцелил больных. Радостные, забывшие о своей страшной болезни, люди разошлись, забыв обо всем. И только один из них, иноверец–самарянин, вернувшись, горячо возблагодарил Господа.
Содержит пещерный храм благочестивая семья православных арабов. Как ждали они нашего приезда! Начинается совместный молебен, который идет и на русском и на арабском языках.
Переезжаем в город Наблус, к месту беседы Господа с самарянкой, пришедшей за водой к колодцу праотца Иакова (об этом повествует Евангелие от Иоанна). Беседа с Иисусом Христом перевернула всю жизнь этой женщины. Впоследствии она крестилась с именем Фотиньи. Также крестились и пять ее сестер. Над тем самым колодцем праотца Иакова воздвигнут величественный храм, где покоится частичка мощей святой мученицы Фотиньи, пострадавшей за Христа. Колодец праотца Иакова находится под алтарем храма.
В правом приделе храма мы приложились к чудотворным благоухающим мощам новомученика архимандрита Филумена.
Справка из Википедии: Иеромонах Филумен (Хасапис) родился на Кипре. В мае 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова. Вскоре группа неизвестных потребовала от него убрать кресты и иконы от колодца, т.к. христианская символика мешала им. Архимандрит Филумен отказался, напомнив, что колодец Иакова был и остается православной святыней. 29 ноября 1979 года во время вечерни он был зверски замучен и убит неизвестными лицами в своем монастыре. В 1983 году мощи Филумена открыли и обнаружили нетленными. Священномученик Филумен канонизирован в 2009 году.
Храму Фотинии Самарянки и сейчас нелегко. На воротах обители имеются свежие следы от ударов камнями, на западной стене храма – отверстие от снаряда.
Завершает паломнический день Горняя, «нагорная страна», упоминаемая в Евангелии. Здесь, в граде Иудовом жили праведные Захария и Елизавета – родители святого Иоанна Предтечи. Здесь родился «величайший из рожденных женами» – Пророк и Предтеча Спасителя, Иоанн Креститель. Именно сюда к своей ближайшей и любимой родственнице, поспешила Пресвятая Богородица после Благовещения.
На месте имения праведных Захарии и Елисаветы, в восьми километрах от Иерусалима расположен Горненский женский монастырь. В обители нет корпусов с монашескими кельями. Вместо них по склону горы расположились маленькие домики, в которых живут насельницы монастыря.
Одним из главных монастырских праздников является праздник Встречи (или Целования) Девы Марии и праведной Елисаветы, совершаемый 30 марта (12 апреля по н.ст.), на пятый день после Благовещения.
Успеваем к концу службы в Собор в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, на елеопомазание.
Едем в Иерусалим и расселяемся в гостинице маленького старинного монастыря маронитов на перекрестке улиц св. Марка и св. Давида у Яффских ворот. Номера-кельи очень узкие, тесные, чистые, уютные. Большинство окон гостиницы выходит во внутренний вымощенный дворик, украшенный цветами в кадках. Мы – в Иерусалиме.
Ужинаем и – спать. Слава Богу за все!
VIII. 26 мая 2013 года, воскресенье. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Справка из Википедии: Иерусалим – официальная столица Израиля, город с четырехтысячелетней историей, место паломничества миллионов людей со всего мира. В Иерусалиме живут люди разных национальностей и вероисповедания. Необычайной красоты город поделен на 4 больших квартала: христианский, мусульманский, еврейский, армянский.
Каждый клочок земли в Иерусалиме – святое место.
Едем на Божественную Литургию в русскую православную церковь Святой Марии Магдали́ны в Восточном Иерусалиме. Церковь с пятью золотыми куполами расположена в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. С 1921 года в церкви хранятся мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
Спускаемся в Гефсиманский сад, где растут старинные оливковые деревья с толстенными бугристыми стволами. Сохранилась малая часть гигантского сада, росшего почти по всему западному склону Елеонской горы. Здесь Иисус молился в ночь перед взятием под стражу, проливая кровавый пот. Сердце сжимается от волнения и трепета.
На территории Гефсиманского сада находится католическая базилика Всех Наций.
Выходим за ограду Гефсиманского сада, где у самого подножия Елеонской горы находится подземная церковь гробницы Божией Матери. По широким мраморным ступеням спускаемся в часовню с гробом Богородицы. Служим молебен, поем Пасхальный тропарь.
Слева от лестницы погребены родители Пресвятой Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна, а справа – святой Иосиф Обручник. За часовней находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери русского письма.
Затем по мощеным улочкам с многочисленными кафе, магазинчиками, лотками поднимаемся на святую Гору Сион. Фотографируем статую псалмопевца Давида.
Гид Александр рассказывает нам про Сионскую горницу – место первой Божественной Литургии. Здесь же рядом – дом Иоанна Богослова. Сейчас здесь латинский храм Успения Богородицы.
Справка из Википедии: Здание Сионской горницы, на которое указывает предание, расположено на вершине горы Сион. За прошедшие века оно разрушалось и перестраивалось. Нынешнее помещение Сионской горницы не принадлежит ни одной из церквей, находится в ведении израильского правительства, расположено на втором этаже здания, возведенного крестоносцами.
Идем к месту Вознесения Господа. Здесь воздвигнута высокая часовня, целуем стопу Спасителя – она отпечаталась на камне. Под куполом часовни летают голуби.
Переходим в греческий православный монастырь Вознесения, настоятель которой отец Алифий радушно встречает нас. Здесь явилось современное нам чудо – во время попыток разрушения храма местными властями круглая икона Христа Спасителя поднялась в воздух и заградила путь тракторам и экскаваторам. Задул ветер, затряслась земля, рабочие в страхе разбежались, отказываясь продолжать.
Это произошло 23 июля 1992 года. Об этом рассказывает молодая сестра Людмила – русская паломница, приехавшая на месяц и оставшаяся в монастыре.
Долгое время настоятелем этого монастыря был архимандрит Иоаким. Во время строительства храма мусульмане и ортодоксальные евреи неоднократно нападали на отца настоятеля. В ночь на 8 июля 1995 г. неизвестные злоумышленники ворвались в храм, связав архимандрита Иоакима, нанесли ему тяжелые побои и убили его мать, монахиню, причисленную ныне Иерусалимской Православной Церковью к лику святых мучениц. Сейчас мученица Анастасия Иерусалимская почитается в этих краях, ее нетленные мощи находятся в специальной гробнице. Преступников кстати так не удалось найти, полиция только признала, что это совершили иудейские религиозные фанатики.
Отец Иоаким все-таки получил разрешение на строительсво храма, а в 2009 году на праздник Вознесения он отошел к Господу.
Святая мученица Анастасия Иерусалимская, моли Бога о нас!
Переезжаем в русский православный Спасо-Вознесенский монастырь, где идет вечерняя служба. В монастыре около 50 насельниц, среди них русские, палестинки, румынки, эстонки, немки и австралийки.
У правой стены храма целуем камень – место Вознесения Божией матери после Своего Успения. Идем в часовню на месте 1-ого и 2-ого обретения Главы Иоанна Предтечи.
Переполненные эмоциями и впечатлениями возвращаемся в гостиницу, где ужинаем и отдыхаем до 24.00.
IX. 27 мая 2013 года, понедельник
Этот день мы встречаем в 00.05 в пути по узким каменным улочкам к Храму Гроба Господня, торопимся на ночную Божественную Литургию.
Храм Гроба Господня находится в христианском квартале Иерусалима и возведен в том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Всему христианскому миру он известен под двумя названиями – Храм Гроба Господня и Храм Воскресения.. Это огромный архитектурный комплекс, который объединяет под большим общим куполом множество различных строений – храмов, приделов, часовен, пещер, двориков, лестниц, балконов, коридоров, галерей, вспомогательных помещений. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. За историю существования храм неоднократно разрушали и перестраивали. Тот храм, который мы видим, стоит почти тысячу лет.
Территория Храма разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Каждой конфессии отведены свои часы для богослужений.
Вход в Храм называется Святыми вратами. Слева от входа на колонне видна трещина – отсюда вышел Благодатный Огонь на Пасху 1549 года, когда православных греков не пустили внутрь Храма.
Перед Литургией с благоговением и страхом Божиим проходим в Кувуклию – часовню Гроба Господня, прикладываемся ко Гробу. Долго стоим на коленях. Над каменным ложем Спасителя – надпись на греческом языке «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»
Господи, прости нас, грешных!
Поднимаемся на Голгофу – это небольшая скала, «Лобное место», место страданий и казни Христа. Над круглым отверстием в скале, где стоял Крест Спасителя, находится престол греческой часовни. За престолом – большое Распятие.
Затем целуем Камень Помазания, прикладываем к нему свои нательные кресты. Камень Помазания находится напротив Святых Врат. Он представляет собой благоухающую прямоугольную каменную плиту, на которой ученики Христа Никодим и Иосиф Аримафейский по обычаям того времени помазали миром пречистое тело своего Учителя перед Его погребением.
Перед службой проходим в канцелярию Храма, где находится реликварий. Здесь покоится большое количество мощей великих святых.
Переходим в главный соборный храм, по-гречески – Кафоликон., который находится напротив входа в Кувуклию. Посреди Кафоликона стоит низкая каменная ваза со сферой, она обозначает центр земли – здесь пересекаются восток и запад, север и юг.
Начинается утреня. Строгое и торжественное греческое пение гулко разносится по Кафоликону. После чтения часов все духовенство в одинаковых бело-голубых облачениях переходит из Кафоликона к Кувуклии. Проскомидия совершается на Святом Гробе. Возглавили службу архиереи Исидор, архиепископ Иерапольский, и наш владыка Гурий, епископ Арсеньевский и Дальнегорский.
Кажется, что мы находимся в другом измерении, ход времени почти не ощущается. «Кирие элейсон!» – ритмично поют два грека, молодой и постарше. Греческие распевы многогранные, сложные, необыкновенно красивые.
Евангелие читает наш диакон – отец Георгий. От силы и торжественности его голоса замирает сердце.
Рядом с нами – греческие паломницы. Они подпевают клиросу. Головных платков на них нет, почти всю службу они сидят. Во время пения молитв на русском языке они старательно продолжают молиться по-русски.
Причащаемся Святых Христовых Таин у Святого Гроба. У греков не целуют Чашу, не дают теплоту после Причастия, а раздают большие куски пресного хлеба и просфорки.
Возвращаемся в гостиницу около 04.00 и проваливаемся в сон до 10.00. Сегодня у нас последний день пребывания на Святой Земле.
Христос воскресе из мертвых!
Поздним утром после завтрака поднимаемся на крышу нашей уютной гостиницы. Перед нами открывается панорама Старого Города, мы – в самом его сердце. Жарко, дует легкий ветерок, яркое солнце слепит глаза. Гид Александр показывает нам места пребывания Христа в последние дни Его земной жизни – Дворец Ирода, Гефсиманский сад, Преторию, Голгофу (в храме Гроба Господня).
Пешком идем по Старому Городу. Проходим мимо Стены Плача, еврейской святыни, места паломничества и молитв иудеев.
Направляемся к Вифезде, Овчей Купели – месту исцеления расслабленного. Это два водоёма, вырытые в русле реки Бейт-Зейта в Иерусалиме. Здесь мыли жертвенных овец. Около купели скапливалось множество больных людей, так как один раз в год Ангел Божий вызывал волнение воды и первый входящий в нее тут же исцелялся.
«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел». (Ин. 5, 1-9).
Сейчас это место принадлежит католическому монастырю Белых братьев.
Вступаем на Крестный путь – последний путь Господа на Голгофу. В ХVI веке улица получила название Via Dolorosa (Дорога Скорби). Она проходит по улице, ведущей от ворот святого Стефана к храму Воскресения. За многие века этот маршрут многократно менялся и сейчас сохранилось общее направление Скорбного пути.
На улицах течет суетливая будничная жизнь большого города, толпятся туристы, прохожие и назойливые торговцы. Все это мешает сосредоточиться. Во времена Христа эти улицы выглядели так же – шумела вокруг толпа, а Он совершал Крестный подвиг.
Подходим к женскому францисканскому монастырю сестер Сиона, здесь находятся огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона – каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.
Гид Александр ведет нас в греко-православную церковь, над входом в которую высечена надпись – «Заточение Христа». Церковь построена на месте тюрьмы римской претории, в которой, по преданию, временно содержались Христос и разбойник Варавва. Темница Христа – это небольшая пещера с каменной скамьей. На нижних уровнях есть еще несколько темничных помещений, где содержались под стражей Варавва и другие разбойники. Над храмом расположены жилые помещения для горожан.
Следуем дальше по Крестному пути, несем в руках небольшие кресты из оливкового дерева.
Поворачиваем направо. В стене находится темный камень с углублением. На нем – отпечаток руки Спасителя, изнемогшего под тяжестью Креста. Под рукой Христа камень расплавился как воск.
Выходим к Александровскому подворью – это историко-архитектурный комплекс, который занимает площадь почти 1500 кв. метров и расположен всего в 70 метрах от Храма Воскресения. Александровское подворье объединяет Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности.
Во времена древнего Иерусалима здесь на городской окраине располагалась сторожевая башня с городскими воротами – Судные Врата. Возле этих ворот провозглашался окончательный, не подлежащий пересмотру, приговор. Через порог этих врат переступил Иисус Христос по пути на Голгофу. Порог Судных Врат – уникальная святыня, одна из главных в Иерусалиме.
Рядом с порогом Судных врат на стене находятся чёрные мраморные доски с именами благотворителей храма. На стенах – восемнадцать полотен художника Николая Кошелева из цикла «Крестный путь».
Слева от Порога находится фрагмент городской стены древнего Иерусалима с «игольным ушком». Игольное ушко – это небольшое отверстие в стене рядом с городскими воротами для запоздалых путников и пастухов. Когда после захода солнца ворота закрывались, в Иерусалим можно было попасть через них. Пастухи, приводившие свои стада поздно вечером, протискивались через отверстие в город, а верблюды и другой скот оставались ночевать снаружи. Именно об этом говорилось в Писании, что «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие…».
Все паломники – кто с трудом, кто без труда – проходят через эти древние «игольные уши».
Поднимаемся в домовый храм святого Александра Невского. Затем осматриваем царские покои.
Наш дорогой гид Александр ведет нас к Храму Воскресения, показывает несколько его приделов. И – прощается с нами. Расставаться непросто, за восемь дней мы привыкли к его неторопливым и увлекательным пояснениям, правильной русской речи, энциклопедическим знаниям. Фотографируемся на память, говорим ему тысячу раз «спасибо» и «до новых встреч».
Некоторое время самостоятельно гуляем по Иерусалиму. Идем по узким торговым улицам, они больше напоминают каменные коридоры.
Возвращаемся в гостиницу на ужин. Неожиданно появляется наш давний знакомый – греческий монах Евсевий, «помощник Деда Мороза», «Евсюшка» (как он себя называет) и начинает раздавать паломникам маленькие бесценные подарки – кусочки Антидора из храма Горба Господня. Архимандрит Евсевий (Дангалас) – Иерусалимский святогробец, переводчик Патриарха Иерусалимского.
После ужина никак не можем разойтись по номерам – кто просто сидит, кто тихо беседует в маленьком уютном внутреннем дворике нашей гостиницы. Всем немного грустно.
И вот мы вновь в аэропорту имени Бен-Гуриона. Уже наступило 28 мая, ночь. Ранним утренним рейсом вылетаем в Москву. На душе – благодарность Господу, радость, легкая грусть. Слава Богу за все! До свидания, Израиль!
~ ~ ~
Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбáми. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе: нет у меня желания, кроме желания исполнять волю Твою. Господи! Научи меня молиться и Сам во мне молись. Аминь.
Молитва святителя Филарета Московского.
P.S. При подготовке данных материалов использовались личный дневник автора, запомнившиеся фразы гида Александра, высказывания наших паломников, материалы форума «Иордан-2013» и интернет-сайтов.