Выдержки из рассказа нашего гида Александра по дороге из аэропорта в Вифлеем.
Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/?p=1742
Святая Земля – не обыкновенное место, прежде всего, потому что сам Господь наш Иисус Христос, воплощенный Бог, ходил по ней, освящая ее Своими пречистыми стопами, и конечно, Матерь Божия, апостолы, ученики их и мученики, преподобные, в общем-то мы можем сказать, что история спасения человечества совершилась на этом пятачке и распространилась весть об этом спасении по всему миру и даже до далеких краев самого Дальнего Востока, самого Дальнего Запада, на всю Вселенную.
Израиль — очень древнее Богом данное имя, имеющее очень глубокое и богословское значение, которое Господь нарек особенному человеку — герою ветхозаветному и праотцу – внуку Авраама, сыну Исаака — Иакову. Иаков назван в книге Бытия «Исраэль», это значит «боровшийся с Богом». Вот обычно мы, особенно в наше время, привыкли думать о богоборцах как о страшных личностях, которые разрушали храмы, способствовали уничтожению духовенства, расстреливали священников, боролись всячески против церкви и Бога. Страшные, действительно, времена, 20 век, в Советском Союзе, и богоборцы – конечно, для нас это что-то такое отрицательное. Одновременно у нас есть такое имя «Израиль», которое означает «боровшийся с Богом», но не против Бога. И это святой человек – Иаков.
Мы будем говорить, конечно, во время нашей поездки преимущественно о Евангельских событиях, так как именно живым Словом Своим Господь указал нам путь ко спасению. И Слово Божье – это, прежде всего, личность Господа нашего Иисуса Христа и, конечно,также живое Его слово – Евангельское повествование. Но кроме Евангельского повествования мы с вами будем говорить, конечно, и о важнейших событиях из Нового Завета, будем говорить тоже немало о ветхозаветных героях и событиях, описанных в книгах ветхозаветных, потому что, глядя на них через призму Евангелия и Нового Завета мы будем лучше понимать даже Евангелие и сможем извлечь пользу для себя из всех этих нравственных уроков, содержащихся в ветхозаветных чтениях. Конечно, сама земля будет нам и днем и ночью, и по утрам проповедовать обо всех этих событиях, она уже «начала работать», мы уже начали свое, надеемся, спасительное хождение по ней.
Приехали поклониться святым местам, поклонниками хотим быть, и это поклонение не только физическое – не только сгибание колен и наклонение шеи, чтобы сохранить такую гибкость, кто занимался физкультурой, знает, что если перестать заниматься, то тело становится жестким, не таким гибким, и тяжело становится. Сохрани, Боже, нас всех от такой духовной жестоковыйности, как говорится в Ветхом Завете, чтобы мы не уподобились древним ханаанам, а были бы скоры на покаяние, скоры на поклонение Живому Богу у святых Его мест. Тогда мы будем истинными и духовными поклонниками нашего Триединого Бога, тогда будет нам действительно польза, и будем мы расти и Божией милостью войдем и в Царствие Небесное.
Разъезжая по Святой Земле, мы очень быстро поймем слова святителя Кирилла Иерусалимского, который еще в середине 4 века говорил такую удивительную фразу: «Святая Земля – это Евангелие», да вот это именно ему принадлежит. Как это – пятое Евангелие? Ведь мы знаем только 4 Евангелия, церковь чтит только 4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, какое же 5-е может быть? Может быть! Это живая икона, потому что земля сама своими названиями, своими пейзажами, конечно, храмами, местами, камнями, пещерами, гробами, источниками и горами проповедует о великих и спасительных событиях. Преимущественно, места, которые говорят об этом, бывают четырех типов: источники, пещеры, горы и гробы.
Конечно, гора главная, вокруг которой мы будем молиться и к которой мы стремимся – это Голгофа. А Гроб главный — конечно, Живоносный и пустой Гроб нашего Господа… Мы будем стараться увеличивать способности нашей души, дарованные нам Богом, а именно, одна из них очень важная во время поклонения – это символическое мышления, чтобы мы старались, глядя на ту или иную местность, понимали, что это образ того события, иногда это будет на образ того события, а буквальное место. Будем говорить об этом еще и для того, чтобы не быть камнепоклонниками, но поклонниками Живого Бога, духовными и истинными.
Поклонники и паломники – самое распространенное слово в русском языке, которое происходит от слова «пальма». Паломник – это тот, который несет вайю, подобно отрокам, победы знамение носящим и Победителю Смерти вопиющим: «Осанна Вышним! Благословен грядый во имя Господне!» Вот издревле поклонники стремились к приобретению если не вещественной, то духоносной вайи – пальмы, как знамя победы, победы, разумеется, прежде всего, над смертью, не столько физической, сколько духовной.
И наконец, есть еще и западное название — это пилигримы. Это слово меньше используется в русском языке, но встречается. Пилигримы – это те, которые отрешились от своего земного Отечества не ради того, чтобы избегать Божьего гнева, нет, это не Каины, — это странники ради Христа. Конечно, нам далеко до подвига странников даже столетней давности,которые странствовали белому свету, которые приходили и странствовали по Святой Земле.
Мы вручаемся в руки Божии… и просим покровительства его Пречистой Матери, потому что она является покровительницей всех паломников, она сама была образцом первого христианского паломничества, ибо живя в Иерусалиме, она ходила ежедневно на Голгофу, ко Гробу и на Елеонскую гору, к тому месту, где она в последний раз видела Своего Божественного Сына во плоти, когда Он возносился на Небеса.
Она ходила ежедневно и вспоминала эти события, молилась Богу на местах этой особенной встречи, трагической голгофской встречи, трагически-радостной и торжественной встречи, Воскресения и трепетной разлуки, с одной стороны, на горе Елеонской – вознесения. Вот так она прожила свои последние годы в Иерусалиме и за три дня до Успения она сподобилась нового посещения Архангела Гавриила, который на Елеонской горе …, как тогда в Назарете, сказал ей то же слово «радуйся». Вот это «радуйся» повторил Архангел Гавриил, мы говорим «и паки реку, радуйся», Иоанн Злотоуст говорит, что это «и паки реку – радуйся» относится к радостной вести о воскресении Сына Божиего и Сына Матери Божией. Она первая узнала о Его Воскресении, об этом не сказано в Евангелии, но святоотеческое мнение нашей Церкви согласно, все согласны: первый человек, кто узнал о том, что воскрес Господь, — это Пресвятая Богородица. И вот это было второе «радуйся», о котором мы поем в эти дни «и паки реку «радуйся», Твой Сын воскресе тридневен от гроба». И вот третье «радуйся», о котором сказал Архангелв конце земной жизни Пресвятой Богородице, когда объявил Ей о предстоящем Ее успении. Это древнее предание об Успении, древний текст, который рассказывает нам о Ее ежедневных хождениях на Голгофу, на Елеон и об этой встрече, и о вручении Ей пальмы победоносной. Она победила смерть жизнью в Божественном Сыне.