5.3 Табха. место умножения хлебов.

Поначалу я недоумевал, когда среди всяких сувениров на Святой Земле встречал многократно изображения двух рубок и странное слово ТАБХА.

Табга — искаженная арабская форма греческого слова Гептапегон (Семь источников).
Главное значение Табги для библейской археологии и церковного Предания состоит в том, что здесь, поблизости, на склоне горы Блаженств (или, как называют иногда, Эремос, «уединение») совершилось евангельское чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами.
«Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики, приступив к нему, говорят: место пустынное, а времени уже много, — отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлеба? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших около пяти тысяч мужей (Мк 6, 34-44)».

Уже в самое раннее послеапостольское время Табга стала местом евхаристических собраний для здешних христиан. Как только христианство вышло из катакомб, в Табге появляется первый храм. Подобно многим другим святилищам Палестины, храм, посвященный Чуду умножения хлебов, прошел в своей истории несколько архитектурно-строительных этапов. От первой церкви (первой половины IV в.) остались фундаменты под нынешней всемирно-знаменитой мозаикой. При раскопках, проводившихся тридцать лет назад, в кладке фундамента была найдена монета византийского императора Гонория (395-408). Значит, храм уже существовал. В пятом веке на фундаментах древнего храма была воздвигнута трехнефная базилика, от которой и дошли до нас знаменитые мозаики на полу — с изображениями птиц, зверей, растений, башен. В VI в. ее описывал в своем хождении архидиакон Феодосий из Константинополя. В 614 г. базилика была уничтожена персами.

… В конце XIX века Галилея, как и вся Святая Земля, начинает привлекать все более пристальное внимание археологов и новых поселенцев. В 1879 г. в Палестину прибыл швабский каменщик Франц Келлер. Он работал во многих монастырях, исходил с топографическими обследованиями всю Святую Землю. Окрестности Геннисаретского озера так подействовали на его воображение, что он убедил президента Аахенского Палестинского Общества (ныне Немецкое Общество Святой Земли) приобрести здесь участок. Переговоры с бедуинскими шейхами и турецкой администрацией заняли несколько лет. Наконец, 6 февраля 1889 г. на собранные Обществом 9000 франков земля была куплена. Так возникло «Немецкая Табга». С немецкой основательностью новые владельцы превращают малярийный, заболоченный район в рентабельное сельскохозяйственное угодье.
Местность начинают активно посещать западные паломники. В 1900 г. здесь живет некоторое время известный немецкий писатель Карл Май, автор доныне популярных индейских приключенческих романов. Начинают интересоваться Табгой и археологи. В 1889 г. Г.Шумахер отметил Табгу на своей карте, как объект, подлежащий раскопкам, но осуществил их впервые лишь немецкий археолог Пауль Карге в 1911 г. Почти ровно тринадцать веков должно было пройти, чтобы знаменитая мозаика с пятью хлебами и двумя рыбами вновь увидела свет. Раскопки последующих лет выявили алтарь на камне, на котором сидел Спаситель, и рядом другой, на котором Он преломил хлеб. Перед престолом и находилась известная мозаика. Постепенно была раскрыто все пространство так называемой «второй византийской церкви» (первой считается упомянутая выше церковь эпохи Константина). В 1936 г. дюссельдорфский художник Б.Гауер осуществил реставрацию мозаик пола.
В 1976 г. по инициативе председателя Немецкого Палестинского Общества, архиепископа Кельнского кардинала Хефнера, было решено приступить к строительству новой трехнефной базилики, в точности повторяющей план «второй церкви» (по проекту кельнских архитекторов А.Гергина, Ф.Баумана и Л.Финка). На месте строительством руководил архитектор А.Ауер.
23 мая 1980 г. Латинский Патриарх Иерусалимский совершил торежственную закладку храма. Ровно два года спустя, 23 мая 1982 г., храм освятили не менее торжественно. Возглавлял богослужение кардинал Хефнер в сослужении семидесяти священников — из Европы, Азии и Африки. В церковном отношении храм подчиняется иерусалимскому бенедиктинскому аббатству при Сионской Успенской церкви.
Престол новой базилики находится непосредственно над камнем. «Преломления хлебов», как было и в первой, и во второй церкви. Великолепные, вновь отреставрированные мозаики, свидетельствуют, как считают искусствоведы о египетском влиянии. Возможно, это связано с Патриархом Иерусалимским Мартирием, который некоторое время жил в Египте и чье имя названо в ктиторской мозаичной надписи слева от алтаря. Перед алтарем, на линии алтарной преграды V в., стоят, справа и слева, в качестве своеобразного небольшого иконостаса, два простых прямоугольных киота. В каждом — по двусторонней иконе, работы художницы-монахини Марии (Пауль) из иерусалимской бенедиктинской женской обители на Елеоне. Иконы выполнены в византийском православном стиле, как нередко делается теперь в иконописных мастерских католических монастырей, пытающихся возродить утраченную в Западной Церкви традицию древней иконописи. Слева — икона Божьей Матери Одигитрии (на обороте — святой Иосиф, основатель первой, константиновской, церкви в Табге). Справа — Спас Благословляющий, с Евангелием (на обороте — святитель Мартирий Иерусалимский строитель второй церкви).
Храм в целом достаточно точно стилизован под византийскую базилику V века. Художник-реставратор Б.Гауер, почти год работавший над восстановлением древних мозаик, подсчитал, что они занимали 522 кв.м пола, и состояли почти из 7 млн. кубиков смальты.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *