Храмовая гора
Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/2013/07/02/xramovaya-gora/
Почти шестую часть всей площади Старого Города (144 тысячи квадратных метров) занимает Храмовая гора. По-арабски это место называется Харам аш-Шариф (Благородное Святилище) и считается третьей в мире по значению — после Мекки и Медины — святыней ислама. Здесь вот уже тринадцать столетий горделиво высятся два главных памятника мусульманского зодчества Иерусалима — «Купол-над-Скалой» (Куббет ас-Сахра) и мечеть Аль-Акса.
Священный камень, над которым воздвигнут первый из названных храмов, сам по себе
является естественной вершиной холма, отождествленного древним преданием с библейской Горой Мориа — в память о жертвоприношении Авраама (см. Быт. 22).
Во времена Давида, завоевавшего Иерусалим ок. 1000 г. до Р.Х., гора Мориа не входила в черту города. Огромный, сверху почти плоский обрубок каменной скалы на вершине, подвергнутый с двух боковых сторон грубой первичной обработке, использовался как гумно (место для обмолота зерна) и принадлежал одному из иевусеев, жителей покоренного города, по имени Орна. Может быть, история и не обратила бы на этот камень столь пристального внимания (хотя древние евреи, как и другие язычники энеолита, особо почитали вершины гор как места, ближайшие к небу, удобные для молитв и жертвоприношений), если бы…
Овладев Иерусалимом, царь Давид решил подвести итоги своих многолетних беспрерывных войн: произвести «перепись населения» в принадлежащих ему землях. Между тем запрет на «перепись» принадлежал к числу важнейших ритуальных табу для ветхозаветных иудеев. За гордыню царя, как обычно, был наказан народ. Началась эпидемия чумы. Как сказано в Библии, Ангел с карающим мечом прошел по земле — и остановился именно у этого места, у «гумна Орны». Давид купил у Орны гумно, превратил его в жертвенник и вознес первую в Святом Городе жертву всесожжения. И мор прекратился (см. 2 Цар. 24, 24-25). В 955 г. до Р.Х. сын Давида и Вирсавии, царь Соломон, воздвиг на этом месте храм — Первый Храм, как называют его историки (3 Цар. 6-8). В 587 г. он будет разрушен Навуходоносором, а в 516 г., после возвращения евреев из Вавилонского плена, Зоровавелем будет воздвигнут на месте разрушенного, первого, новый — Второй Храм (см. 2 Езд. 5-7).
О масштабах и религиозном значении жертв, приносившихся в Иерусалимском храме известный русский философ и богослов,
священник Павел Флоренский в своей работе «Философия культа» писал: «Итак, жертвенник 30×15 локтей (112 кв.м)! Вечный огонь горел на нем; это был не очаг, а’ целый пожар, в который непрестанно подкидывался горючий материал. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя. Но это было необходимо: что же тут удивляться — ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и так далее. Вообразите, какой стоял запах гари, сала, — если от одного шашлыка на Востоке несется чад на несколько улиц! Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался ариэл — Лев Божий. Действительно, он пожирал и жертвы и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 265 500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять жертвы к очагу — их оказалось 600 ООО. При освящении Соломонова Храма было заклано 22 ООО быков и 120 000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови — весь огромный двор был залит кровью. Вообразите запах крови, тука, фимиама! Со слабыми нервами сюда нечего было идти. Недаром существовал под угрозою смерти запрет иноплеменникам делать хотя бы шаг далее известного места. В поток Кедронский спускалась жертвенная кровь, — и осадком крови удобрялась вся Палестина. Свирепо вздымался «Лев» — жертвенный огонь, пожиравший добычу и возносящий пред Иеговою чад в сладкое обоняние» (Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия // Богословские труды. Вып. XVII. М., 1977. С. 97-98).
При Ироде Великом территория храма была значительно расширена и здания были отстроены и украшены самым величественным образом. Работы начались в 20 г. до Р.Х. и продолжались, по свидетельству Евангелия, 46 лет. Ирод, пишет Иосиф Флавий, «не считался ни с какими расходами и достиг несравненного великолепия. В особенности это проявилось в больших колоннадах, полностью охвативших Храм и возвышающуюся над ним с севера крепость».
Новозаветные события открывают новую страницу в истории святилища. Сюда родители Девы Марии привели девочку, когда ей исполнилось три года: свершилось Введение во Храм Пресвятой Богородицы. «И пошли Иоаким и жена его Анна в Храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы она была принята к девам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу. И когда Она была поставлена перед Храмом, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники Храма были в изумлении».
С Иерусалимским Храмом связано также Сретение Господне. На сороковой день после Рождества Мария и Иосиф принесли Младенца в Храм, чтобы, по обычаю, «представить Его пред Господа», и Симеон, муж праведный и благочестивый, по внушению Духа Святого, взял его на руки и благословил.
В большом изумлении были священники и тогда, когда в дни празднования Пасхи в Храм впервые вошел двенадцатилетний отрок
Иисус. Когда родители, после долгих поисков, нашли его в Храме, он сидел посреди книжников и мудрецов, слушал их, задавал вопросы, «и все слушавшие дивились разуму и ответам Его». Увидев Его здесь, родители удивились и Мать сказала: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 48-49).
Здесь, в Храме, Господь учил, проповедовал, обличал; отсюда в день торжественного Своего Входа в Иерусалим Он изгнал торговцев и менял; здесь, у корвана (храмовой сокровищницы), Он увидел, как бедная вдовица положила две лепты — самые мелкие монеты, и сказал, что она положила больше всех богачей, ибо те жертвовали от избытка, а она отдала последнее.
Наконец, об этом величественном Храме Господь сказал однажды, в ответ на вопрос иудеев, как докажет Он, что Он — Мессия: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил, поясняет евангелист Иоанн Богослов, о Храме Тела Своего (Ин. 2, 18-21).
Крестная смерть и Воскресение Спасителя положили конец эпохе Ветхого Завета и открыли Новый. Покидая храм в последний раз, Христос предсказал его гибель. И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено (Лк. 21, 5-6).
Пророчество сбылось, когда Иерусалим в ходе Иудейской войны был взят штурмом в 70 г. и Храм был предан огню.
…Тит не хотел гибели святыни. Как он сам сказал позже в обращении к побежденным иудеям, «приблизившись к Храму, я по собственной воле забыл законы войны; я призывал вас пощадить ваши собственные святыни и для самих себя спасти Храм. Я даровал вам свободный выход из города и поручился в сохранности вашей жизни. Но вы пренебрегли всеми этими предложениями и собственными вашими руками сожгли Храм» (Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993. С. 375).
Так закончилась история великого иудейского святилища. В последний раз восстановить его предпринял попытку Юлиан Отступник, внучатый племянник равноапостольного Константина, задавшийся безумной идеей обратить вспять колесо истории, вернуть мир от христианства к язычеству. Стремясь принизить христианское значение Иерусалима, он велел в 361 г. приступить к восстановлению разрушенного когда-то Титом иудейского храма. Но как только строители коснулись древнего фундамента, из подземелий вырвались столпы пламени, и префект приказал остановить строительство.
Лисовой Н.Н.Откровение Святой Земли. — М.: ДАРЪ, 2012.
стена плача
Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/2013/06/26/stena-placha/
Сюда же, до кучи, хоть это снято не там, а на Сионе.
Из комментариев:
В этом месте я бы читал Евангелие 11 глава 16-19
Кому же уподоблю род сей? Подобен есть детем седящым на торжищих, и возглашающым другом своим
17 и глаголющым: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте.
18 Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать.
19 Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником. И оправдися премудрость от чад своих.