Вифания. Посещение приюта и школы для девочек. Рассказы нашего гида Александра и матушки-насельницы.
Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/?p=2136
В Вифании мы сначала посетим с вами место, которое является приютом и школой – местом не только живого служения Богу, но еще и ближнему. Это удивительное место, где в 20-е годы две шотландки, бывшие англиканские монахини, принявшие православие, были пострижены по православному чину покойным владыкой Анастасием Грибановским (это большая фигура в русской зарубежной православной церкви). И в годы, когда эта земля была оторвана, конечно, не духовно, но материально от Святой Руси, эти две сестры жили на запустевшем участке миссии, на котором был построен дом для приюта паломников, ходивших из Иерихона в Иерусалим. Сестры вначале устроили там клинику, они были фельдшерами по образованию, и наняли еще одну женщину-лютеранку, которая была врачом, та тоже приняла православие впоследствии, и образовалось такое сестричество, где была одна сестра русскоязычная.
Мы переезжаем в арабскую деревню, которая переименована из Вифании в Эль-лазария, в честь Лазаря. Когда мусульмане завоевали Святую Землю в VII веке, в 637 году, они встретили здесь целый комплекс, который назывался Лазарион, и они были так потрясены, что тут монастыри и храмы, и часовни – и все в честь Лазаря… «Наверное, он был великим человеком — решили они,- надо переименовать это место в Эль-лазарию»… потому что все местные говорили: «Пойдем в Лазарион». И вот арабы приняли такое решение, мало того, они еще и первую мечеть здесь назвали в честь Лазаря. Такое интересное народное почитание и принятие местных обычаев, почитание святого Лазаря – друга Христа.
Как мы говорили, в наше время здесь почти нет братьев по вере. Насельницы обители, которую мы посетим в конце – это обитель Иерусалимской церкви – там сестры ведут действительно созерцательный образ жизни, они молитвенницы, и там, как это водится, в наше время живет одна сестра, которую зовут Мария – этоочень символично, тем более, что эти сестры благую часть избрали и занимаются духовной жизнью. Сестры же, живущие на русском участке, где есть школа-приют, возглавляемы директором школы-приюта сестрой Марфой, которая также посвящена благочестивой сестре Лазаря, которая заботилась и говорила о большом угощении.
Мне Вифания близка, ведь кроме того, что здесь Господь наш ходил и любил здесь бывать у своих друзей, но мне напоминает Вифания место, где я духовно родился и воспитался – это Россия 90-х годов. Конечно, здесь все более восточное, но я вспоминаю некоторую общность состояния…
Мы начали говорить о сестрах, которые в 20-е годы открыли клинику на территории русского участка, пустевшего тогда, а потом они уже решили открыть приют, и со временем в 30-е годы сестричество вифанское в честь Воскресения Христова открывают еще и общеобразовательную школу.
…Вот эта мечеть, которую достраивают, мне хочется назвать ее Свято-Троицкой, потому что три купола – тема «Три», и вот еще два минарета как два естества Христова… Ну, Бог даст, со временем, может бытьи это случится — кто его знает? Как, кажется, Паисий Афонский говорил про минареты Святой Софии, что когда-нибудь мы увидим на них столпников, стоящих с четками до земли. Хотелось бы такое пожелать! Архитектура неплоха, она действительно напоминает древнее храмовое строительство. Ничего особенного они не придумали, они просто стали по горделивости, этот лжепророк, я не хочу называть имена, стал упрощать все в такую систему,которую человек мог бы вместить в свой скудный умишко, который он никак не хочет смирять.
Так вот, со временем, сестричество открыло не только приют для православных девочек из окрестных местностей – тогда в 30-е годы было больше христиан в самой Вифании, — но и общеобразовательную школу, в которой в наше время учатся 350 девочек-мусульманок.В приюте же около десяти девочек-христианок, которые также учатся в этой общеобразовательной школе, а те девочки, которых 350, они приходят и уходят к себе домой. Вот таким образом как бы продолжает в духе миссия – это часть миссии Зарубежной, хоть и единого Московского патриархата, — но управляется школа еще и миссией.
Со временем сестричество вифанское в честь Воскресения Христова перешло и наполнило русский участок в Гефсимании, там, где храм равноапостольной Марии Магдалины, где будем тоже, наверное, к концу нашей поездки, где находятся мощи преподобномученицы княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. И уже стали населять это место. Первоначально этот храм не был задуман как монастырь, это был храм-памятник и сад вокруг него.
Слева появился купол монастыря в честь святого Лазаря, который мы посетим при выезде, и вы могли заметить, что мы приблизились к Иерусалиму, совершив такой огромный крюк – не удобно, а раньше еще ваш покорный слуга сподобился еще неоднократно ходить из Иерусалима в Вифанию иобратно, по стопам Спасителя. Сейчас, к сожалению, хоть ходить и можно, но это очень далеко – забор мешает.
Сейчас мы посетим школу-приют, а по выходе оттуда мы подойдем к гробнице Лазаря.
Вот дом, который был устроен для паломников, идущих подобно Спасителю из Иерихона в Иерусалим. Тяжелый подъем – около тридцати километров дневной путь, и вот здесь можно было передохнуть перед тем как войти во Святый град. Но когда началась первая мировая, конечно, прекратились потоки благочестивых паломников, война началась, а затем революция, и оставались кое-какие паломники «застрявшие» тут, но это уже все не то – пустовали участки, и это была действительно целая проблема: что делать, как покрывать расходы огромных участков, храмов. Было очень тяжело, и тогда еще архиепископу Анастасию Грибановскому, который следил за участками, приходилось туго.
И приходилось сдавать некоторые домики в Гефсимании. Стали сдавать этим двум шотландкам, Мэри Робинсон(она назвалась Стелла), они были монашествующими англиканками, то есть еретичками. У них были накоплены средства, и они собирались заниматься благотворительной деятельностью. Но когда они попали в Гефсиманию и их порекомендовали как жильцов, они снимали там домик.
Была одна сестра, дочь богатого московского банкира, ее звали Валентина Цветкова, в последствии она тоже стала монахиней в сестричестве, и этой русской сестре было тяжело стоять с неправославными, но что делать, надо было выкручиваться… И эти две англиканки, узнав, что есть пустеющий участок и пустеющий дом предложили владыке Анастасию и с ним открыли клинику, которая имела большой успех — арабы очень любят лечиться. Они приходили и уходили, было очень много детей, и тогда решили открывать приют, тем более, что тогда среди православных было очень много многодетных семей, и жили они очень бедно. И нередко случалось так, уже был Горний монастырь, арабские семьи православные в годы перед и после революцией приводили в монастырь девочку, где какая-нибудь тетя или родственница уже была в монастыре, и оставляли девочку там. Вот так приют стал помогать.
(Мы на территории общины). Этот поклонный крест сделан в позапрошлом году на Рождество. У него есть одна очень приятная особенность: все камни здесь собраны с разных святых мест, не только Святой Земли, но и Святой Руси (есть и с Соловков, и с Валаама) и других святых мест.
Рассказывает матушка (насельница монастыря):
Замечательная история, потому что вот эти шотландки-англиканки, понимаете, меня что поражает, что они красоту Православия рассмотрели, в общем-то, таком уничиженном виде… Потому что если наша Елисавета Федоровна была в России, где купола золотели, весь народ молился, то есть, где было полное торжество Православия… то они прибыли сюда в 32 году в Гефсиманию, где жили люди, которые застряли здесь после революции, и в общем-то, конечно, я думаю, их и обругали там, и рассказали все, что о них думают, тем не менее, они рассмотрели… Для них был очень серьезный вопрос перехода и, тем не менее, они приняли Православие.
Вообще они направлялись в Индию, где индусов хотели просвещать, где у них уже была община в честь Марфы и Марии, но они, оказавшись в Гефсимании, приняли Православие. И вот, объезжая окрестности, желая посетить гробницу Лазаря, место жития Марфы и Марии, они идут и натыкаются на этот заброшенный участок. Они спрашивают «Что это?» Им отвечают: «Это русский участок». И вот эти женщины из очень зажиточных семей, две англиканские монашки поселяются здесь, и вокруг них собирается община… В начале они открывают больницу для местного населения, как известно, арабы любят лечиться. А следом, в 37 году они строят вот эту школу. В то время население Вифании было процентов на 40 христианским, и поскольку в семьях арабских детей было очень много, то существовал такой благочестивый обычай одного ребенка посвящать Богу.
Вообще, по тем временам девочки здесь получали очень хорошее образование. Их учили и монастырским рукоделиям, и математике, чтению, но были ряд девочек, которые учиться не могли, которые не очень нужны были в семьях, которых отдавали сюда просто так, и они составили основу приюта, интерната, как его тогда называли.Некоторых из них, которые совсем не могли учиться, отдавали просто в монастырь монахиням.
Вот у нас такие матушки по 60 лет в монастыре прожили…, и они помнят и матушку Марию – первую настоятельницу монастыря, и следующую настоятельницу Варвару, и монахиню Марфу – эту шотландку, потому что когда здесь зародилась община, большая часть ушла в Гефсиманию. Гефсиманский монастырь здесь зарождается. Там не было монастыря, там был просто храм памяти.
Итак, они строят эту школу, а потом открывают еще и детский сад. Для детского сада они начинают расчищать вот эту площадку, и вот прибегает рабочий и кричит: «Камень, камень! Найден камень!» Найден вот этот вот камень, он времен царицы Елены, и на нем по-гречески написано «На этом месте Марфа и Мария услышали от Господа слово о Воскресении…» Найдены останки вот этой дороги, по которой Спаситель шел в Иерусалим, продолжение ее вы увидите в Гефсимании. Там часовенька над ней стоит, где бывает вечерня накануне Вербного воскресения, потому что по этой дороге Спаситель вошел в Иерусалим.
А эти камни, мы думали, что это останки какого-то храма, это камни времен царицы Елены. Но есть другая теория, что, возможно, здесь была каменоломня, где добывали камни для строительства храмов.
А сейчас мы пойдем в храм Святителя Николая. Храм этот сделан в пещерке Елеонской горы. Это Елеон, почему он связан с Гефсиманией? Потому что Гефсимания, Елеонский монастырь и Вифания находятся на одной прямой. Матушки за 20 минут прибегали из Гефсимании в Вифанию. И вот эту пещерку когда откопали, говорят, что, возможно, там был храм времен первых христиан. Вначале там устроили часовенку, а затем освятили храм в честь святителя Николая, который тоже является покровителем Святой Земли. Если будете в Бейт-Джале, посетите место, где жил святитель Николай, когда он был на Святой Земле. Поэтому он почитается здесь у арабов у всех.
Александр:
— Последнее время здесь происходит очень неприятная вещь: братья по образу Божию и отнюдь совсем не по вере стали строить, прямо нависая над детской площадкой приюта и школы, мечеть. И, конечно, эта интенсификация со всех сторон, на земле Патриархии, рядом с монастырем то же самое, как будто сговорились.
Матушка:
— Эта земля принадлежит приюту. Нас здесь обложили с трех сторон, здесь была стройка приостановлена, вообще на нашем участке собирались строить. Главное, что деньги дают фундаменталистские организации, потому что у самих этих строителей денег нет.И в благодарность за это обещают наверху минарет установить. Дело в том, что у нас вот этот участок за колючей проволокой – мы его уже загородили – на него тоже уже покушаются. Я могу сказать, что мы вынуждены начать здесь без средств строительство дополнительного корпуса для школы.
Александр:
— Это нужно и для школы, потому что школа поднята на очень высокий уровень. С Божией помощью, усилиями сестры Марфы и, конечно, не без помощи благочестивых людей из России. Школа пользуется популярностью. Даже внучка Махмуда Аббаса, президента Палестинской Автономии, учится здесь. В этом отношении сестры приюта и школы в лучшем положении, нежели сестры напротив, потому что здесь как бы для братьев по образу Божиему хотя бы видно это служение – результат… и это очень хорошо, ведь триста пятьдесят будущих жен и матерей (уже пятьсот!), мусульманских девочек, во-первых, получат неплохое образование – здесь преподают английский и русский языки. Сейчас это актуально, с учетом увеличения числа русских паломников – многие хотят водить русских паломников в том числе… Но и отношение…! Понятно, что мы в патриархальном обществе, где главный муж, но все-таки жена имеет и способ свой, и ее слово и влияние на детей, на воспитание детей будет очень важным.
Истории из жизни детского приюта
Девочки подошли к матушке: «Матушка, вот мы имеем кое-что тебе рассказать. Только обещай нам, пожалуйста, не сердиться и не браниться на нас». Та говорит: «Вы мне скажите сначала, а потом я решу, сердиться мне или браниться, или и то, и другое». Они отвечают: «Мы сегодня крестили двух наших подружек». «Быстро на молитву, на поклоны! А что мы будем делать, когда придут завтра папы?»«И мы о том же, — говорят девочки и плачут, — давайте молиться!» Вот они стали молиться, помолились, поклонились и немножко успокоились, и сестра Марфа говорит: «Расскажите, как это было». «Ну, маслом помазали, водичкой троекратно окропляли, говоря «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа», со свечами ходили, вокруг «Аллилуйя» пели».
Как быть? Конечно, мы знаем из древних историй, что Церковь такое крещение признает, и если девочки умрут без возможности дополнить Таинство священником или епископом, то Церковь признает их крещеными. Божией милостью, папы так и не пришли. Чем это кончилось, мы не знаем, потому что через какое-то время девочек увезли куда-то: одна в Иордании, а другая с семьей уехала в другой район Иерусалима. Но, конечно, Бог знает…
Другая история касается миссионерской работы. Несколько лет назад, уже прошло около десяти лет, специалисты-сейсмологи говорили, что готовится крупное землетрясение. Вообще-то, в наших регионах землетрясение – не редкость, и мелкие толчки, не ощутимые, бывают довольно часто, а вот серьезные – это все-таки редкость, мы все-таки находимся у Сирийско-Африканского разлома,это соединение двух континентов – Африки и Азии. И вот год готовились, предупреждали специалисты, что вот, оно может произойти.Конечно, родители местных девочек стали возмущаться: «Что это вы школу не закрываете? Что, хотите рисковать нашими детьми?» Сестра Марфа, которая все-таки хоть и русская, но она русская немка, она практично ко всему подходит и настоящая Марфа в этом отношении. Она, узнав, что израильские школы не закрываются, сказала: « И мы школу свою не будем закрывать». Здесь статус частной школы с государственной программой.
Ну, что делать? Родители послали своих девочек в школу, и все вокруг говорят «Будет землетрясение, будет землетрясение…» Но наступает полдень, никакого землетрясения нет, сестра Марфа расслабилась, уехала на почту и по другим делам. И вот тут-то оно и началось! Я, к сожалению, человек не очень наблюдательный. Я был в Иерусалиме в это время в канцелярии и не обратил как-то внимания… но все мне говорили вокруг, что все шаталось и вертелось: и лампы качались, и шкафы падали. Не было, слава Богу, никаких жертв, но были случаи, что здания пострадали, особенно в районе Иерихона.
В это время в школе, конечно, все девочки выбежали во двор, и началась всеобщая истерика: рвут на себе волосы, одежды: «Мы не хотим умереть!» — плачут и ревут девочки, мусульманки и христианки, все вместе одинаково. Конечно, это проблема – больше трехсот девочек… но была одна послушница, немножко похожая нравом на сестру Ольгу, которая подошла, хлопнула вот так руками и сказала: «Так, что делают христиане, когда беда?» Девочки сразу: одна: «Молиться!» Другая: «Поклоны бить!» Третья: «Крестный ход!»
Но крестный ход, известно, самый действенный способ, особенно в правильном детском христианском сознании, и девочки похватали свой крест для процессии, хоругви и горн, потому что они так делают каждый вечер – они обходят территорию… И они вышли во двор с пением «Общее Воскресение» по-арабски, византийское звучание. И конечно, все мусульманские девочки рвутся и мечутся, и в истерике плачут… а тут выходит стройный крестный ход с пением, с молитвой… Воцарилось всеобщее молчание во дворе, землетрясение прекратилось. Так если это не миссионерская работа, скажите тогда, что?! Это было лет десять назад, в 2001-2002 году.
Вифания. Марфа.
Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/2013/06/21/vifaniya-marfa/