Беседа по дороге в Хеврон. Авраам — друг Божий. Храм Праотцов.

//iordan-2013.cerkov.ru/?p=2289

Мы едем с вами в Хеврон. Это древнейший город Святой Земли после Иерихона в мире. Он уже был, когда праотец Авраам жил на земле, и праотец Авраам и станет сейчас главным героем нашей беседы.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть это четыре тысячи лет назад. Хеврон – это один из городов, где проживал Авраам на Святой Земле, и он уже тогда был городом, то есть это город с четырехтысячелетней историей. Авраама мы называем по справедливости отцом всех верующих: и иудеи считают его своим отцом, и мусульмане называют его «господин наш Авраам», и, конечно, мы называем праотцем Авраама.

Авраам – человек, который в отношениях своих с Богом восходил от силы к силе новой, все выше и выше на ступени веры. Хотя сам он был из язычников и не имел такого подробного представления о Боге, Господь его любил за чистоту его сердца, за то, что он сохранил в те времена самое главное – это почитание отца своего, и за такую вот любовь его и беспрекословное послушание Богу.

Бог говорит Аврааму: «Возьми все твое и переселись в землю, куда я тебе скажу». Представляете, какая любовь? Пример подобной любви у людей к человеку (здесь, на Святой Земле) — подвижник Илларион Великий.

Илларион Великий основал ряд монастырей в местности, которая сейчас называется Сектор Газа. При том, что он был очень человеколюбивый, он еще больше любил Бога, поэтому любил одиночество, уединение, потому что когда очень много людей, невозможно так общаться с Богом близко, как, когда человек наедине. По крайней мере, есть такие люди, которые вот имеют такую меру общения и потребность в уединении. Все мы имеем такую потребность и нужно уединяться, но у некоторых людей эта потребность повышена, и они достигают действительно больших высот в общении с Богом, в духовной жизни… И Иллариону вся эта суета и все эти люди, которые к нему приходили, были ему помехой. И он в какой-то момент ушел из Газы. Представьте себе, тысячи людей местных встали и пошли за ним! И он уходил, а они все шли за ним – тысячи и тысячи людей оставили свое хозяйство, плакали и говорили: «На кого ты нас оставляешь, отче!» Вот это доверие и любовь к человеку, которого видишь, как живой пример, а Бога никто не видел никогда до воплощения Сына Божия… ну Моисей сподобился беседовать с Господом, Илия пророк, но и то, они не видели Бога во всей Славе Его, а виделиодно из явлений.

И Авраам не видел Бога, но слышал голос Божий, который говорил ему: «Встань и пойди». Это же очень конкретное действие, и какое тут надо иметь доверие… Конечно, в наше время надо быть осторожным и трезвым, потому что иногда скажет человек: «А вот со мной Господь говорит или Матерь Божья», — мы, конечно, настораживаемся, потому что, может быть, показалось ему, да? Конечно, Господь бесконечно с каждым из нас говорит: через людей, через реакцию ближних, и Он совершенно не виноват в том, что мы не хотим прислушаться. Но Авраам – это был особый такой избранный сосуд Божий, которому Бог говорил, и он исполнял. Он имел такую веру… это характеризуется тем, что по рассказам он верил Богу, даже не в Бога — есть разница. Верить Богу – оттенок доверительных отношений.

Так вот Господь сказал Аврааму: «Возьми все твое и иди в землю, которую я тебе покажу, в землю Ханаан».И Авраам сделал так. У него было такое послушание. Одновременно у Авраама было великое горе – он не имел потомства. И для жены его Сарры это тоже было великим горем до такой степени, что она даже в какой-то момент жизни предложила Аврааму, чтобы он лег с ее служанкой, и та бы зачала от него и родила бы у нее на коленях — такой ребенок считался бы ее по праву. Вот так родился Исмаил от Агари. Но это тоже не то. Хотя Авраам доверял Богу, что вот хотя бы так… но Господь ему обещал: «Нет, будет тебе именно ребенок от Сарры», — и для Авраама это было великое утешение.

Господь заключал два завета с Авраамом. Один из заветов, который заключал, второй и самый известный, Бог заключал с Авраамом в Хевроне. Какой это завет? Завет обрезания. Конечно, милостью Божией нам уже это делать не надо – обрезание заменяет Крещение, Таинство уже, а не обряд. Но в те времена это было очень важно, и для нас это тоже имеет важное значение, ведь мы даже празднуем как великий Праздник Обрезание Господне на восьмой день после Рождества Христова. Восьмой день, потому что Господь заповедал Аврааму совершить обрезание в восьмой день по рождении младенца мужского пола.

Но вот еще перед этим, перед заветом обрезания, на этом месте, куда мы едем, Господь менял Аврааму имя и Сарре. Вот до того как Господь изменил своему любимому другу имя, он был «Аврам», через одну «а».

Если до изменения имени у Авраама и Сарры имена «Аврам» и «Сара» через одну «р» и одну «а», по значению у Авраама имя значило «велик по отцу», то в Хевроне Господь изменил им имена. Он говорит: «Да не будет тебе больше имя Аврам, но будет тебе имя Авраам. Также жену твою. Не называй ее более Сарой, но называй ее Саррой».По значению имя Авраама изменилось, он из «великого по отцу» стал «отцом великого множества народов». А Сарра как была «госпожа», так и осталась по значению, это, как и Мариам, тоже «госпожа».

Давайте присмотримся. По-славянски и по-гречески буквы «а» и «р» добавляются. Вот иногда интересно бывает посмотреть на еврейский текст Священного Писания. Хотя, конечно, масоретский текст отличается от славянской Библии, переведенной с греческого, который, как мы считаем, переводом богодухновенным переводом Ветхого Завета, которым пользуется Церковь, богодухновенный перевод, сделанный еще до Рождества Христова, за двести лет семьюдесятью двумя толковниками, так называемый, септуагинта. А Библия, Ветхий завет, которым пользуются евреи, это более поздний текст, измененный, он называется «масоретский текст». Но иногда бывает полезным все-таки посмотреть на него, потому что мы можем что-то такое узнать.

И вот именно здесь, в этом случае с именами, мы, если присмотримся и увидим, что по-еврейски Господь добавил одну и ту же букву к именам Авраама и Сарры… какую же букву он добавил? Добавил букву h – эта буква, как и каждая буква в еврейском языке, имеет значение. Значение этой буквы – Хашим, одно из имен Божиих… Из еврейского текста совершенно ясно становится, что Бог дал Свое имя человеку, мужчине и женщине. Он сотворил мужчину и женщину, мужа и жену, Адама и Еву, потом они отпали от общения через грех. И тут Господь дает свое имя человеку Аврааму и жене его Сарре – это очень трогательный такой шаг на пути к примирению, как будто Господь породнился. Хотя человеки отпал от такого общения интенсивного, Господь никогда не оставлял человека полностью, никогда не бросал. Он так его любит, Свое создание, как отец детей своих, что никогда не оставлял. Но общение, конечно, было нарушено, не было оно таким, каким оно было в раю, а стало более тесным впоследствии, но это уже в наше время.

И вот этим шагом к примирению не только Господь вдохнул в человека дух жизни, не только сотворил его по образу Своему, но тут еще и дал имя Своё человеку, мужчине и женщине. И после этого Бог говорит Аврааму: «Авраам, будь непорочный и ходи предо Мною». Какие сильные слова! «И сделай себе обрезание крайней плоти», — конечно, это такая деликатная область разговора – указание на чистоту жизни, на чистоту брачного ложа. Под чистотой мы не имеем в виду в данном случае полное воздержание – Авраам не был монахом, это не было его призванием, он Патриарх, он должен рожать, потому что из его чресл должна еще родиться Та, в Которой все народы земли будут благословляться. И хотя обрезание крайней плоти указывает, с одной стороны, на такую чистоту, но не просто на чистоту телесную, а целомудрие в широком смысле этого слова – целостность личности. И еще кое на что указывает это действие.

В какой день сказал Бог совершить обрезание над всеми, кто родится у него? Восьмой день. Когда Господь сказал Аврааму совершить над собой обрезание, он совершил сразу, в тот же день, не только над собой, но еще над Исмаилом и над всеми мужами, которые были с ним – это не только родственная, семейная связь – это духовный союз с Богом. И указание восьмого дня имеет очень важное значение. Авраам тогда не мог знать, что это значит, это мы можем понять. Что такое восьмой день? Это вечность. «Восемь» не имеет ни начала, ни конца, восьмерка горизонтальная – это бесконечность.

А что такое первый день? Первый день недели какой для вас? Воскресенье. Духовенство сразу, конечно, правильно отвечает. Иногда миряне не знают и говорят «понедельник». Это не правильно, понедельник – это второй день на самом деле, день один и первый день творения – это воскресение. Следовательно, восьмой день – тоже воскресение. Вот видите, обрезание, казалось бы, восьмой день по рождению – это может быть любой день недели в принципе, но указание уже кое о чем говорит. И вот есть еще такой ветхозаветный закон – заповедь Божья, четвертая заповедь: «Помни день субботний еже светити его. В шесть дней сих делай вси дела твои, седьмый же день Господу Богу твоему оставь». Да, иногда протестанты укоряют нас, говоря: «Вы нарушаете Заповедь Божью, вы не почитаете день субботний». Как мы не почитаем? Иногда мы выкручиваемся и говорим: «Ну, знаете, это у нас перешло на воскресение, потому что Воскресение Христово важнее, чем седьмой день». Конечно, это правда, но это отчасти только правда, это не полное объяснение, потому что седьмой день – это суббота, это не воскресение. Но все-таки церковь чтит седьмой день. В седьмой день отличаются богослужение от прочих будних дней, и еще седьмой день – это день покоя, который Господь благословил. Мы что отмечаем обычно в субботу? Усопших наших, подобно тому, поскольку Господь наш лежал во гробе плотию своей, уснув, он субботствовал – был в покое телом во гробу. Великая Суббота – последняя суббота в череде ветхозаветных суббот.

Но при Аврааме еще не было заповеди о почитании субботы, хотя Господь благословил субботу, а уже Господь указывает, что восьмой день будет важнее седьмого дня, потому что если восьмой день по рождению приходится на субботу впоследствии, то нарушается покой субботы ради восьмого дня. То есть, обрезание – это такое действие, которое не должно было бы совершать в субботу по логике субботы, но если восьмой день приходится на субботу, то она нарушается ради восьмого дня. Господь уже в Ветхом Завете указал, что восьмой день будет важнее.

А еще в обрезании этой крайней плоти Господь указал еще важную вещь: должен родиться Спаситель. Вот это завет крови – Аврааму пришлось пролить кровь – показывает, что именно через это место выйдет семя, от которого родится Спаситель. Спаситель, конечно, мы знаем, бессеменно родился, но Та, Которая Его родила, родилась по семени – Матерь Божия. Завет об обрезании, хотя нам, конечно, уже совершенно не нужно его соблюдать, указывает на Рождество Спасителя в будущем. И не случайно, что сразу после этого, после того, как Авраам совершил над собой обрезание, к нему приходит Господь. В этом же месте. То есть, место, где мы с вами будем молиться сейчас, это место воспоминания: 1 – изменение имен Авраама и Сарры, 2- завета об обрезании и 3 – это ветхозаветное благовещение, это прообраз Благовещения… Приходит, уже не говорит Бог с Авраамом голосом, но приходит к нему лично.

Вот все вы знаете Рублевскую икону Троицы. Господь пришел к человеку в виде трех путников. Пришел для чего? Авраам проявляет высшую такую добродетель кроме веры, эта вера выражается конкретным делом – гостеприимством. Но не это самое главное. Это просто украшение Авраама. Самое главное – это слова, которые Бог скажет Аврааму: «Через год я опять буду у тебя, — Он говорит, — и будет у Сарры сын». Это благовещение чудесного зачатия, чудесного рождения. Хотя зачатие естественное, онои сверхъестественное, потому что Сарре уже девяносто лет, а Аврааму сто лет. Может разве девяностолетняя родить, когда в организме уже нет процессов, благодаря которым рождается человек? То есть это чудо. И Сарра не может поверить, и она смеется, с недоверием. До этого, когда Бог обещал Аврааму рождение детей, он тоже смеялся, но от радости и от того, что он поверил. И сын их назовется Исаак, что означает «он воссмеялся» или «он воссмеется».

Братья, участок, где мы с вами будем молиться — храм Святых Праотец. Очень редко храм называют в честь Святых Праотец. Где-то в Подмосковье, мне говорили, есть еще такой храм. И на Святой Земле тоже есть еще один храм в честь Святых Праотец, а так это редко. Праотцы – это кто? Адам, Ева, Авель, Сиф, Сим, Енос, Енох, Мафусал, Авраам, Исаак, Иаков, Мелхиседек – все ветхозаветные герои, они праотцы. И проматери, конечно: Сарра, Ева, Ревекка, Рахиль, Лия, Руфь Моавитянка. Эти все ветхозаветные герои – святые угодники Божии. Пророки тоже: царь Давид, царь Соломон – праотцы. Они празднуются два раза в году за два воскресных дня до Рождества Христова и за одно воскресения до Рождества Христова. Еще Авраам и Лот праведный имеют отдельный свой день – 22 октября. Это день престольного праздника этой обители.

Участок, где мы будем молиться, это приобретение Русской Духовной Миссии уже сто пятьдесят лет назад. В шестидесятые годы девятнадцатого столетия важный деятель, начальник Русской Духовной Миссии (Прим.: архимандрит Антонин Капустин), приобрел здесь через одно доверенное лицо, православного араба, большой участок, где есть, а тогда еще рос, сейчас он уже засох, огромный дуб с раскидистыми ветвями.

Мы находимся в местности, которая называется Мамрия, по имени союзника Авраама. Это русский храм, где мы будем молиться. Построен он был позднее, первоначально, когда приходили паломники, они отправлялись рано утром из Иерусалима (это времена столетней давности) пешком. Они приходили сюда уже к вечеру, ночевали или в доме, построенном отцом Антонином, или в палатках, если их было очень много. И на утро, под сенью дуба сам отец Антонин, либо кто-то из духовенства, совершал Литургию.

Уже позднее, в начале двадцатого века, именно после прославления преподобного Серафима, чуть больше ста лет назад, когда родился цесаревич Алексий, мученик будущий, то заложен этот храм(это царский храм) в честь святых праотец. Это тоже очень символично, потому что как царь Николай с царицей Александрой Федоровной ждали потомства в лице мужского наследника, так и Авраам ждал. И в этом месте они заложили этот царский храм как благодарность за то, что родился наследник. И здесь же Патриарх Авраам услышал весть о том, что у него тоже наследник будет от его любимой жены…

И храм как раз в честь Патриархов. Есть и пределы: предел в честь Живоначальной Троицы (это южный предел) и предел северный в честь святителя и чудотворца Николая, покровителя царя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *