«Игра в царя» в Евангелии и в истории

По церковному учению, в искупительном подвиге Иисуса Христа выделяются три символических служения: Пророка, Священника и Царя. Но распяли Спасителя не как пророка, не как священника и чудотворца. Распяли Его именно как Царя.

И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу. И говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам (Ин. 19, 2-3)

Так повествует евангелист Иоанн Богослов о поругании и избиении Спасителя перед Распятием. История сохранила для нас место, где все это происходило, — так называемый Лифостратон в Иерусалиме, площадка перед крепостью Антония, где располагался римский гарнизон.

Открытия археологов не только подтверждают историческую точность Евангелия, но и дают ключ к разъяснению одного из эпизодов «судебного процесса» над Иисусом, который для знатоков римского права казался неправдоподобным. Речь идет о цитированном выше рассказе евангелиста о глумлении, допущенном воинами Пилата в отношении  Иисуса, которого сам Пилат признал до этого невиновным.

На каменных плитах Лифостратона сохранилось несколько высеченных рисунков, напоминающих детские игры. Один из наиболее интересных занимает несколько плит. На одной изображена корона, от которой идет прямая линия; на другой – поменьше и ниже первой, изображен меч, разрубающий эту линию. На других плитах встречается буква «В» — начальная буква греческого слова  «Василевс» — царь.

Перед нами одна из любимых игр римских солдат в кости – «игра в царя». Выигравший объявлялся шутовским царем, его одевали в красную одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали такую же шутовскую корону, в руки давали – вместо скиптра – палку. Одетому таким образом «царю» оказывали насмешливые почести, давали ему на обусловленное в игре время право на удовлетворение самых низменных чувственных прихотей – с тем, чтобы по окончании фарса убить его.

Рисунки Лифостратона являются документальной иллюстрацией к рассказу евангелиста. Солдаты знали, что Христа обвиняют, помимо прочих клевет и измышлений, в том, что он называет себя царем. Поэтому когда Пилат велел бичевать Иисуса, солдаты, охотно выполнив приказание, решили вдобавок, уже «от себя», ради забавы «поиграть в царя». Между тем сам Пилат вряд ли «играл», когда приказал, несмотря на возражения иудейских первосвященников, начертать над Крестом Спасителя надпись на трех языках – по-еврейски, гречески и на латыни: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Н.Н. Лисовой. «Откровение Святой Земли»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *