2.7 Монастырь Саввы Освященного.

По дороге в монастырь Саввы Освященного. Рассказ Александра о преподобном.

Постоянная ссылка:   //iordan-2013.cerkov.ru/?p=2241

 Савва Освященный для Святой Земли – то же, что для Святой Руси преподобный Сергий. Конечно, были и до них преподобные и в земле Палестинской, и на Руси, но они являются такими собирательными образами всех преподобных. Савва Освященный не только для Святой Земли имеет огромное значение, но можем сказать и для Церкви Вселенской, потому что в его обители, конечно, не в его время, но позднее, частично формировался устав Церкви.

В наше время русская церковь пользуется таким смешанным уставом Великой Церкви – студийским уставом и уставом святого Саввы, они отличаются между собой, но это такие тонкости, хотя иногда это имеет даже такое довольно яркое выражение… Например, вот несколько лет назад, если вы помните, у нас Сретение попадало на Чистый понедельник, может, года три назад это было. В русской церкви Сретение – единственный двунадесятый праздник, который переносится: если попадает на первую седмицу Великого Поста, то переносится на Прощеное Воскресение. Благовещение никогда не переносится, даже если оно выпадает в Великую Пятницу, когда не положено служить литургию, но все равно литургия служится. Если на Пасху Благовещение выпадает, то совмещается Пасхальная служба с Благовещением.

А вот по уставу святого Саввы Сретение не переносится. У нас была в первый день Великого Поста, в Чистый Понедельник литургия Иоанна Златоуста, масло и вино. Это не имеет значения такого, прямо вселенского, что вот здесь мы правы, а там – нет, или там вы правы, а здесь – нет… это просто такие различия. Конечно, самое главное для нас – это то, что в монастыре святого Саввы были написаны каноны пасхальные …

Когда мы говорим, что формировался устав, мы имеем в виду, конечно, присутствие там и подвиги некоторых великих героев церкви, таких как: Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский,Феофан и Феодор Начертанные, Иосиф Песнописец, Андрей Критский – то есть великая плеяда церковных писателей, поэтов, которые украсили нашу Церковь такими богослужебными текстами, без которых не представить уже богослужение.

Скажем несколько слов о жизни преподобного отца нашего Саввы Освященного.Почему он Освященный? Это потому, что он сподобился сана – вот тогда это была редкость! Часто отцы-пустынники жили без сана, и литургия совершалась довольно редко, мы говорим о V и VI веках… Преподобный Савва прожил 94 года, преставился в 533 году. Известны многие подробности его жития, благодаря его жизнеописателю Кириллу Скифопольскому. Он был маленьким мальчиком, когда Савва жил, и общался непосредственно с учениками великого святого. «Освященный» значит, он освятился саном пресвиторским. Он вообще очень этого не хотел, но так как вокруг него собралось множество монахов и они жаловались, что некому служить у них…

Сам Савва был родом из Каппадокии, как мы говорили. После того, как он родился, его родители, благочестивые христиане, Иоанн и София (София даже прославлена), были вынуждены покинуть родную Муталаску(см.примечание) в Каппадокии и перебрались в Александрию- отец его был военачальник — и по какой-то причине решили не брать малолетнего Савву с собой, но оставили его с одним из родственников, с одним из дядей.

Итак, Савва поселился к дяде своему, но у этого дяди жена была сварливого нрава, и чувствуя нестроение в доме, малолетний Савва перебрался к другому родственнику. Потом эти дяди стали ссориться между собой из-за управления имением родителей святого Саввы, и восьми лет Савва удалился в монастырь. Флавиан – так назывался этот монастырь в Каппадокии.

Через десять лет Савва приходит во Святую Землю, когда ему было 18 лет. Игумен не хотел его отпускать, но он получил вразумление от Господа и сразу же отпустил его в Иерусалим на поклонение святым местам.

Надо упомянуть еще о двух случаях в Каппадокии в монастыре Флавиан, которые были. Однажды, когда Савва был еще отроком, он работал в саду. Ему захотелось есть, притом, что еще не пришло время для того, чтобы принять пищу, и в саду была прекрасная яблоня, на которой висело такое спелое яблоко. И Савва, вспомнив, что через неурочное вкушение плода запретного вошли грех и смерть в мир, растоптал это яблоко и более в жизни своей не ел яблок. И в память об этом у святого Саввы в монастыре вообще не едят яблок, то есть, нет поста на яблоки до Преображения, а есть просто вечный пост на яблоки – просто в память о святом.

У меня как-то была беседа с одним из савваитов, он рассказывал мне, что он в миру очень любил яблоки. Я говорю: « А Вы не страдаете, батюшка, от того, что не положено Вам по уставу яблоки есть?» Он говорит: «Ничуть, даже не вспоминаю… Благодать преподобного так велика, что он покрывает собой».

Справа и слева вы видите грязные потоки Кедронской долины. Это та же Иосафатова долина, по слову Иоиля пророка, эта долина наполнится людьми в день Господень, когда Господь соберет всех людей земли, для того чтобы произвести над ними суд. Эта долина доходит до Мертвого моря, она упоминается в Евангелии, потому что Господь переходит через нее после тайной вечери, идя в Гефсиманию. Живописная дорога, правда?

Второе чудо Саввы. Первое – это как бы проявление нрава, решительности молодого Саввы Освященного, а второе – это уже настоящее чудо, которое случилось в монастыре Флавиан. Один брат оставил в печи одежды свои для просушки и забыл об этой одежде. Через несколько дней в печи зажгли огонь, чтобы испечь хлеба, и хватились одежды, но было уже поздно – разгорелся сильный жар в печи. А совсем молодой, юный Савва, перекрестившись, вошел в пещь горячую, как некогда три отрока – друзья пророка Даниила, и вынес оттуда без вреда для себя и для одежды эту одежду брата. Все дивились, говорили: «Если на отроке сем такие являются дела, что же будет с ним, когда он вырастет?» Когда он вырос, действительно, он явил великие подвиги, великое терпение…

И пришедши в Иерусалим, и поклонившись этим местам, он узнал о великом Евфимии и пошел к нему. Тот не захотел его принять, но отослал к своему сподвижнику и другу преподобному Феоктисту. Феоктист испытывал юного подвижника, и Савва показывал все признаки смирения и послушания. Через какое-то время Евфимий, убедившись, что он надежный, велел Феоктисту, своему другу, не препятствовать подвизаться так, как ему захочется. И Савва тогда избрал для себя пещеру и жил там.

Евфимий еще его брал с собой в один из походов своих в пустыню, но через какое-то время оба великих старца, Евфимий и Феоктист, преставились. Савва, чувствуя, что дух отцов не такой крепкий, каков был при великих подвижниках, перебрался в Иудейскую пустыню, в то место, куда мы сейчас с вами приедем…

(примечание) Муталаска — поселение в Каппадокии близ Кесарии Каппадокийской в Малой Азии, совр. г. Талас , Турция.

Уроженцами Муталаски были прпп. Савва Освященный и Мелетий Новый.

В городе расположен храм Успения Богородицы (ошибочно именуемый турецкими экскурсоводами «бывшим храмом Св. Саввы»), ныне переделанный в мечеть.

Город вплоть до 1924 г. был населен исключительно православными греками, но в результате принудительного обмена населением христиане вынуждены были переселиться в Грецию.

 

Монастырь Саввы Освященного

Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/2013/06/07/monastyr-savvy-osvyashhennogo/

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Из коллекции записей нашего экскурсовода Александра за 2011 год:

Запись (18) саввы и феодосия

DSCF1819 DSCF1814 DSCF1813 DSCF1812 DSCF1810 DSCF1809 DSCF1808 DSCF1806 DSCF1805

20130521_184726

DSCF1803 DSCF1802 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Монастырь Саввы Освященного

Постоянная ссылка:  //iordan-2013.cerkov.ru/?p=1972

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *