2.2 Авва Мартирий. Археологические раскопки.

Монастырь Аввы Мартирия

Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/2013/06/07/monastyr-avvy-martiriya-2/

Среди учеников св. Евфимия был некий Мартирий (478-486), который стал впоследствии патриархом и основал монастырь, развалины которого впечатляют туристов по сей день и находятся в самом центре современного города Маале Адумим.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA DSCF1770 DSCF1769 DSCF1768 DSCF1767 DSCF1766 DSCF1764 DSCF1763 DSCF1762 DSCF1759 DSCF1758 DSCF1757 DSCF1756 DSCF1755 DSCF1754 DSCF1753 DSCF1750 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Преподобный Авва Мартирий и его обитель (из рассказов Александра с места развалин древнего монастыря)

Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/?p=1767

Авва Мартирий – святой угодник середины Vвека – начала VIвека. Он пришел как и многие угодники, как и Савва Освященный, так и Феодосий Великий, Евфимий был из Армении, а вот многие святые были из Кападокии, где Василий Великий был святителем. И они приходили на Святую Землю, чтобы поклониться святым местам, и испытывая такую тягу к жизни христианской, они оставляли все, бросали мирскую жизнь и поселялись в пустыни. Мы имеем действительно между IV и VIIвеками такой золотой век, золотую эру монашества на Святой Земле, с такими великими именами, как Евфимий Великий, Харитон Исповедник, Феоктист, Савва Освященный, Феодосий, Илларион Великий и другие.

Иудейская пустыня, в котороймы находимся, она цвела подобно благоухающему саду, это был настоящий город в пустыне: сотни и тысячи людей, которые селились и жили в таких неимоверно тяжелых условиях, ради Господа, ради того, чтобы уподобиться нашему Господу и Его Пречистой Матери. И начиная примерно с VIвека, даже с конца Vвека, когда благоверная царица Евдокия стала очень много благотворительствовать монастырям, монастыри обустраиваются и становятся не просто центрами покаянной жизни, но еще и центрами, где формируется устав нашей Церкви. Все богослужения, в которых вы участвуете, большее их количество, составлены именно в этой пустыне, где мы с вами находимся.

Мартирий начал свою подвижническую жизнь в Лавре святого Евфимия, развалины этой Лавры сохранились до наших времен. Мартирий вышел из Лавры святого Евфимия и поселился в пещеру. И конечно, отшельники, которые совершенствовались в подвигах благочестия, обычно они выходили из какого-то общежительного монастыря, селились в пещеры, но они не были брошены на произвол судьбы,их навещали, проверяли. Монастырь, как правило, находился не так далеко, и им могли приносить какие-то продукты питания, и какой-нибудь более опытный старец мог беседовать с ними, проверяя, все ли в порядке, потому что, представьте, можно было легко среди змей и скорпионов и прочих искушений потерять рассудок.

Но были и такие действительно велики угодники, которые выдерживали, и авва Мартирий – один из них. И вокруг него стали собираться и здесь искатели безмолвия и благочестия, и с Божией помощью стал обустраиваться монастырь. Когда осуществилось пророчество Евфимия,и авва Мартирий стал Святителем Божиим – епископом, и даже Патриархом Иерусалимским, то он не оставлял своей любовью и вниманием родную свою обитель. И при игумене Павле (мы даже знаем имя этого игумена, потому что найден был его погребальный камень, который был передан в музей), конечно, при помощи Патриарха, монастырьобустраивается особенным образом.

Мы должны знать, что в этой небольшой пустыне Иудейской было в те времена более семидесяти монастырей. Это очень много, ведь мы говорим о небольшом пятачке пустыни. Хотя известны нам имена и некоторых подвижниц благочестия, не было ни одного монастыря женского, только мужские. Были, конечно, очень сильные духом жены, которые селились в монастыри иногда под видом мужей. И эти монастыри располагаются в разных точках так, что паломник, проходя от одного места к другому, мог бы останавливаться передохнуть, почерпнуть силы духовные, участвуя в Таинствах и монастыря, и, конечно, подкрепить свои силы телесные. Принимались паломники три дня, потом, если было благословение, и оставался паломник дольше, то он уже должен был участвовать в послушаниях монастыря.

Вы видите маленькую пристройку к монастырю. Это гостиница для тех, кто оставался на три дня. Жены, которые приходили, могли тоже оставаться, но вне монастыря, и иногда, в зависимости от внутреннего устава они могли приходить и на богослужения, а иногда – нет. Мы подойдем ближе и вы увидите, что первое помещение было для скота, который путешествовал с паломниками, дальше там столовая и кое-какие комнаты. Затем мы пройдем внутрь монастырского комплекса, комплекс был двух- или трехэтажный, конечно, сохранились только развалины первого этажа.

Вы видите огромный круглый камень – это как камень запечатывания, даже сохранилось углубление, где, скорее всего, была деревянная ручка, и два-три монаха закатывали этот камень в случае нужды – это было такое укрепление. Конечно, профессиональная армия взяла бы монастырь штурмом, как это случилось в 614 году, когда персы-язычники штурмовали монастырь и убивали здесь монахов. Мы даже имеем мощи убиенных преподобных, когда археологи обнаружили их здесь, они передали мощи монастырю действующему. Но от всяких разбойников, которых было великое множество, это была достаточная защита.

Вы вошли в монастырь, и видите и здесь, и там конюшни, сохранились даже кормушки, а железные кольца служили местом для привязи животных.

Вот этот круглый камень напоминает тот, которым закрывали гробы. Вы увидите круглые и прямоугольные камни, которые служили крышкой от гроба. Обратите внимание, что вы сейчас стоите на скале, а вот эти углубления служили стоком для воды. Вот здесь комната вратарника.

У вас есть исключительная возможность ступать по полу, по которому ходили отцы-пустынники. Конечно, это не самая изящная мозаика, которая есть, но мы знаем, что в период между четвертым и восьмым веками был расцвет строительства, когда строили, как будто между собой соревновались, кто построит больше и краше, очень много развалин свидетельствует об этом, к сожалению, малый процент из всего уцелел.

А это вход в природную пещеру, которая частично обработана: ступеньки вниз проделаны, сама пещера слегка отштукатурена, а эта арка сделана для собирания дождевых вод.

А это братская трапезная, это выяснили по большому количеству найденной посуды. Сейчас мы увидим, где находился храм, но как символично: трапеза Небесная – трапеза земная, Церковь торжествующая – Церковь воинствующая… Трапеза – своего рода продолжение богослужения, потому здесь такое благолепие. Это было высокое здание с большой крышей.

Есть еще одна удивительная особенность у этой обители, которой нет ни у какой другой, которая даже можем сказать, настолько необычная, которая, конечно, вряд ли русских монахов смущает,но для нас живущих на Святой Земле, это что-то вообще небывалое… это наличие в монастыре шикарной большой бани с полами с подогревом, комнатами с разными температурами.

Мы с вами говорили уже, что источника воды поблизости нет, что везде собирается дождевая вода, вы можете видеть выдолбленные в скале канальца для собрания дождевых вод, а где же вода собиралась? В цистерны, мы стоим на одной, там еще одна – глубина цистерн 15 метров. Это не выдолбленные специально углубления, а каменоломни, которые использовались под цистерны.

Еще одна удивительная особенность. Вот в наше время как бы ни старались изучать состав цемента, использовать разные материалы, но так крепко, как делали раньше, не получается. Есть некоторые составы, некоторые порошки алавастровые с южных частей Аравийского полуострова, там где Йемен, где Оман, где Эмираты и все эти страны, там есть особенные такие каменистые порошки, которые привозили (сейчас их уже не привозят), таким образом получали очень крепкий состав.

Вот это был небольшой такой экскурс, а мы едем дальше — в Вифанию….

 

Авва Мартирий археологические раскопки

Постоянная ссылка:  //iordan-2013.cerkov.ru/?p=1843

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *