8.4 Крестный путь Спасителя.

 Темница Иисуса — Спас полунощный

//iordan-2013.cerkov.ru/?p=2280

 

— Темница Иисуса (или Претория). В этом здании находится греческая православная церковь, посвященная воспоминанию Страстей Христовых, и небольшой монастырь. Как часто бывает в Иерусалиме, штат монастыря состоит из единственного иеромонаха-настоятеля, живущего в первом этаже обычного жилого дома, в нижнем, полуподвальном, этаже которого расположена упомянутая церковь.

Войдя в подъезд, вы видите слева лестницу, спускающуюся в полуподвал, и дверь с греческой надписью над ней: «Претория». Если дверь заперта, нужно подняться по лестнице и позвонить в квартиру первого этажа слева, где живет настоятель, отец Григорий. Если он дома, вам обязательно откроют.

Оказавшись внутри помещения, проходим по коридору налево — в небольшую церковь, в алтаре которой хранится крест, с которым Патриарх Иерусалимский (или митрополит, замещающий его) возглавляет ежегодный крестный ход в Страстную Пятницу. Православный крестный ход начинается здесь, на Виа Долороза, у дверей Претории, и заканчивается у храма Гроба Господня — на лестнице, ведущей к Голгофе.

Главной святыней храма является Темница Иисуса.

…Сначала из коридора, ведущего к церкви, мы проходим узким, высеченным в скале переходом к пещере-камере, где провел последнюю Свою ночь на земле Божественный Страдалец. Каменная скамья с проделанными в ней отверстиями для ног занимает половину камеры. Снизу ноги заключались еще в колодки , как это изображено на находящейся там иконе «Спас Полуночный», иконография «Полуночного Спаса» широ распространена в Русской Церкви, особенно в сульптурном воплощении — сидящий скорбный Спаситель, облокотивший-правую руку и глубоко задумавшийся, наиболее часто такую композицию можно встретить в Северной России, в Пермской области и на Урале.

Далее проходим в более просторное помещение и, спустившись по винтовой лестнице, оказываемся во вместительной общей камере с каменными лавками по периметру и следами специальных «ушек» для цепей, которыми узники приковывались к стене.

В темном углу, за решеткой, узкое углубление, примерно в рост человека. По преданию, здесь сидел Варавва — тот самый разбойник, которого потребовал выпустить в честь Пасхи народ вопреки воле Пилата, предлагавшего освободить невиновного Христа.

Пилат вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Бараеву. Варавва же был разбойник (Ин. 18, 38-40).

Евангелист Лука сообщает: Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк. 23, 19). И Марк уточняет: Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. …Первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил… Варавву (Мк. 15, 7, 11).

Свидетельства евангелистов позволяют сделать вывод, что узник, названный Варавва, был не простым разбойником, а «зилотом» — участником еврейского восстания против римской власти. Само имя его (еврейское Бар-Абба) является значимым («сын своего отца») и больше похоже на революционный псевдоним. Поэтому многие историки пытались делать из Вараввы чуть ли не героя-повстанца.

Как бы ни обстояло на самом деле, выразительно, что Сыну Человеческому противопоставлен человек, как бы не достойный даже иметь собственное имя. Русский писатель А.Н. Толстой использовал его прозвище для обозначения главного врага Буратино: Карабас-Барабас означает не что иное, как «Проклятый Варавва».

Странным образом, именно в черную яму Вараввы любят почему то иностранные туристы бросать доллары, шекели и прочую валюту. К счастью, идет это все потом на нужды греческой православной церкви, в здании которой находится темница.

Лисовой Н.Н. Откровение Святой Земли. — М.: ДАРЪ, 2012.

 

Францисканцы и виа Долороза

Постоянная ссылка: //iordan-2013.cerkov.ru/2013/06/29/franciskancy-i-via-doloroza/ ‎

 

Строго говоря, Виа Долороза лишь с известной натяжкой может считаться моделью подлинного Крестного Пути — условной и приблизительной, как всякая историческая и археологическая модель.

Не говорим уже о том, что прошедшие двадцать веков привели к отложению глубокого культурного слоя, так что подлинный уровень улиц, по которым ходим мы сегодня в Иерусалиме, лежит на 2-3 м выше тех реальных улиц, по которым ходил Христос. Практически только в трех-четырех местах Старого Города благодаря архитектурно-археологической реконструкции мы имеем возможность «спуститься на землю» времен Спасителя.

Но когда мы говорим об относительной «со-временности» Виа Долороза, мы имеем в виду не только «подземный» характер археологического евангельского Иерусалима. Сама традиция Крестного Пути, его, если можно так сказать, «маршрут», такой, каким мы знаем его сегодня, восходит исторически не глубже, чем к XIV столетию. И с самого начала его происхождение связано с деятельностью Францисканского ордена.

История францисканской миссии в Иерусалиме начинается с миссионерских хождений по Египту и Палестине святого основателя ордена — Франциска Ассизского (1219 г.). С конца XIII в., когда эпоха крестовых походов закончилась полным изгнанием рыцарей из Святой Земли, единственными хранителями католических святынь оставались здесь францисканцы. У новых владык Палестины, воинственных мусульман-мамлюков, не было, понятно, оснований любить католиков, с именем которых связана на Востоке память двухсот лет непрерывных крестоносных войн. Более чем сдержанно относились к «франкам» (так называли в Палестине всех европейцев) и православные, слишком хорошо помнившие время, когда хозяйничавшие в Иерусалиме рыцари изгоняли православных из исконно, с византийских времен, принадлежавших им храмов и обителей. Католики в местной полемической греческой традиции доныне пишутся в два слова: «като, лики» — «прочь, волки».

Только к францисканским «дервишам», босым, в подпоясках, мусульманские власти относились более или менее снисходительно. В 1342 г. римский папа Климент издал особую буллу, подтверждавшую права ордена быть преимущественным хранителем католических святых мест в Иерусалиме и Палестине. Почти пятьсот лет Кустодия «сторожила» Святую Землю (Кустодия в переводе с латинского и значит «стража»). Неудивительно, что с деятельностью францисканцев, их молитвенной практикой, богословием и аскетикой связаны многие черты современного облика христианского Иерусалима. Памятником их архитектурно-литургического творчества и является Виа Долороза.

Дело в том, что Виа Долороза — это действительно не просто архитектурный и даже градостроительный (поскольку охватывает несколько улиц) феномен, но именно — и прежде всего — «архитектурно-литургическое действо», пространство еженедельного, по пятницам, в память Страстной Пятницы, крестного хода францисканцев. Специфика католического религиозного миро- и Богоощущения неразрывно связана с чувственным, пластическим, телесно воплощенным почитанием Сына Божия, Богородицы, святых. Тем более если речь идет о почитании святых мест —памятников, непосредственно, археологически связанных с событиями библейской истории.

Сам тип святости, молитвенно-духовного устроения монахов-католиков — другой, чем у православных. Вершиной западного типа духовного подвига и экстаза неслучайно стали стигматы святого Франциска — раскрывшиеся на его руках и ногах «гвоздиные язвы», телесно, физически воспроизводившие крестные раны Спасителя. Такое же примерно отношение перенесли францисканцы на священные евангельские памятники Иерусалима. Символично в этом смысле, что «печатью», знаком «Стражи Святой Земли», которым отмечены владения и храмы францисканцев, являются две скрещенные руки — пронзенная голгофским гвоздем рука Иисуса и ладонь Франциска со знаком (стигматом) распятия, полученным им в молитвенном экстазе незадолго до смерти.

Виа Долороза, таким образом, есть путь к Голгофе. Во внутреннем, молитвенно-аскетическом плане — путь к стигматам. СтрастнОй — и, увы, стрАстный путь католической души, воплощенный в камне и статуе.

Службы Страстей Господних, крестные ходы со «станциями» Крестного Пути были растиражированы по францисканским храмам, монастырям и приходам во всем мире.

Первый случай установления «станций» вне Иерусалима исторически засвидетельствован в Болонье, в монастыре Сан-Стефано. В XV в. преподобный Альварес Кордубский (+1429) основывает ряд храмов и часовен, посвященных событиям Страстей Господних в своем аббатстве в Кордове (Испания). Аналогичные «станции» были сооружены в начале того же столетия на францисканском кладбище в Антверпене (Голландия).

Первоначально у францисканцев не было единообразия относительно числа и даже названий «станций». Само понятие «станция», означающее остановку, ввел английский пилигрим Уильям Уэй, посетивший Святую Землю в 1458 г. В Болонье модель Крестного Пути включала пять остановок, в Антверпене — семь, в других местах бывало и больше двадцати. Число четырнадцать, утвердившееся в Иерусалиме, впервые появляется в Нидерландах. Оно представляло собой, как признают сами францисканские авторы, скорее «плод кабинетного богословского благочестия, чем обобщение иерусалимской практики, поскольку турецкие власти Святого Города не позволяли тогда организовывать тех или иных реальных остановок». Папский престол также видел в четырнадцати станциях «подтверждение народного обычая» и долгое время не считал их число и взаимное расположение обязательными для паломников.

Одним из главных идеологов культа Страстей Господних был Леонард Портоморисский (1676-1751). Самым знаменитым из 500 основанных им «крестных путей» являются «станции» в римском Колизее, устроенные в 1750 г. Сюда, в Колизей, и ныне ежегодно совершается крестный ход в Страстную Пятницу, возглавляемый самим римским папой. Католическими богословами составлена и специальная служба Крестного Пути, совершаемая как в Иерусалиме, так и в других храмах католического мира.

Лисовой Н.Н. Откровение Святой Земли. — М.: ДАРЪ, 2012.

 

 

cropped-20130527_141231.jpg

Крестный путь напротив Александровского подворья, перед входом в храм Гроба Господня

cropped-20130527_135004.jpg

Александровское подворье. Порог Судных врат.

В Святом Граде Иерусалиме, в самом его сердце, на улочке Даббага 25, в нескольких десятках метров от главной святыни христианского мира — храма Гроба Господня стоит выделяющееся на общем фоне здание. Видны еще старинные надписи, гласящие, что данная постройка — это Александровское подворье.
Подворье соединяет в себе археологический комплекс, храм Александра Невского, жилые и рабочие комнаты Императорского Православного Палестинского Общества. Общая площадь 1433 кв.м. http://www.ippo-jerusalem.info/alexandrovskoe.html

cropped-20130527_132555.jpg

Виа Долороза. Крестный путь Спасителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *